Предыдущая Следующая
Осмеркин
всячески уговаривал меня бросить кинематограф — «дело несерьезное» — и перейти
работать в театр, который имеет
культурную
традицию в
отличие от «этого балагана».
— А я-то грешный,— сказал мне Егоров,— дальше
в кино врастать хочу. Вот по этим эскизам думаю сам поставить два фильма-сказки
(мне «Нептун» предлагает!).
Но боюсь —
бухгалтера доймут: расчеты, учеты...
Съемки
отменишь — горишь. Не знаю, как и быть...
Просматривая
яркие, оригинальные эскизы к пушкинским сказкам, я был искренне восхищен
образным мышлением большого художника. Оно подсказывало многое любому, даже
самому опытному режиссеру.
— Тем более,— продолжал он,— что и меня
Осмеркин каждый день отговаривает. Смотрит эскизы, ругается.
А ведь по
части Пушкина — он дока, профессор!
Не выдержав,
я раскрыл развеселившемуся художнику маленький «секрет» друга: он сам готовился
в то время к театральной постановке с А. Диким.
— Поживем — увидим. Может быть, и до кино
дойдет?..
Несколько
слов о дальнейшей судьбе первой экранизации «Матери» М. Горького. На экране
увидеть ее мне пришлось дважды. Однажды (это было в 1921 году) руководимый мною
Образцовый передвижной театр РСФСР № 5, гастролировавший на Дальнем Востоке,
готовился к выступлению перед бойцами Красной Армии на крупной станции Шимановск.
Случайно мы увидели, что в зале станции какая-то кинопередвижка демонстрирует
фильм-очерк «1905 год».Всмотрелся — и узнал свой фильм «Мать», кем-то
разрезанный и перемонтированный так, что кадры забастовки, нападения казаков на
бастующих, аресты рабочих преподносились под видом... хроники. Я полагал, что
фильм собран из остатков, не вошедших в мою ленту. К сожалению, мне
впоследствии сообщили, что чьи-то небрежные руки разрезали так все позитивы.
Прошли годы.
В 1950 году мне позвонила Вера Дмитриевна Ханжонкова, которую я знал до
революции. B прошлом известный режиссер монтажер, ныне научный сотрудник
Госфильмофонда СССР, она сообщила мне, что найден негатив «Матери», долгое
время числившийся пропавшим. Я немедленно переслал ей сохранившийся у меня
сценарий, по которому фильм и был вновь собран. К большому моему огорчению, не
найдены эпизоды забастовки рабочих, разгрома царскими сатрапами рабочей
демонстрации, сцены борьбы вокруг красного знамени. Отсутствовали и многие
сцены, снятые в павильоне. Но до сих пор верю, что наши неутомимые
следопыты-киноведы найдут их (а может быть, и фильм «Восстание»). Предыдущая Следующая
|