Предыдущая Следующая
Когда ВФКО
приступил к осуществлению национализации кинопредприятий, ателье, прокатных
контор, кинолабораторий, оказалось, что хозяева, предвидя события, ускорили
(особенно после «Приказа № 1» не в меру инициативной пятерки, о котором я
рассказал раньше) вывоз техники, химикалиев, пленки и т. п.
Мы получили
помещения киностудий без аппаратуры, прокатные конторы с обрывками рекламных
плакатов, пустые коробки и изношенные копии картин, непригодные для
демонстрации: предприниматели словно предчувствовали, что их ждет в ближайшем
будущем.
Саботаж усиливался.
Многие знакомые по Союзу перестали со мной здороваться, демонстративно не
замечая на улице или в кафе. Построенный незадолго до революции акционерным
обществом «Биофильм» (и соответственно застрахованный на очень крупную сумму)
павильон в Петровском парке, на который мы рассчитывали, по неизвестным
причинам сгорел. В помещении фабрики было много кинопленки, декоративного
фундуса, строительных материалов, костюмов. Все это в несколько часов
безвозвратно исчезло...
Можно
представить себе мытарства оператора А. Левицкого, великолепного профессионала,
привыкшего работать самозабвенно, не щадя ни себя, ни своих помощников, который
должен был останавливать съемку в самый ее разгар: выключали свет, иногда на
несколько дней. Он использовал перерыв, чтобы каким- то чудом договориться об
обработке негатива с тремя или четырьмя лабораториями, где к тому времени был
свежий проявитель. Одновременно Левицкий искал пленку у всех своих знакомых,
буквально выпрашивая ее, и таким образом набрал несколько коробок.
В павильонах
фабрики было очень холодно, топлива не заготовили, а система отопления частично
была испорчена. И все же мы закончили монтаж фильма. Кинематографический
комитет единодушно принял его, несмотря на то, что наш замысел был реализован
не полностью.
К периоду
съемок «Матери» относится начало моей дружбы с большим мастером декорационного
искусства, замечательным художником Владимиром Евгеньевичем Егоровым. Я знал
его и ранее. Но когда в его мастерской на Балчуге передо мной были разложены
эскизы «Матери», когда гостеприимный хозяин показал мне портреты, написанные им
в разное время, я был прямо-таки ошеломлен его талантом. Предыдущая Следующая
|