Предыдущая Следующая
Мне было
предложено заняться экранизацией повести М. Горького «Мать» по сценарию М.
Ступиной.
Я давно
хотел поставить фильм о революционной борьбе рабочего класса. А повесть
Горького была именно тем материалом, который мог вдохновить, как никакой
другой. Для нас в то время она была подлинным открытием, действительно
новаторским произведением, прокладывающим путь литературе будущего — литературе
социалистического реализма.
В договоре с
Кинематографическим комитетом, подписанном мною 28 ноября 1918 года,
указывалось, что фильм должен быть завершен режиссером не позднее 1 января 1919
года. Мы немедленно принялись за работу, используя накопленный во время
постановки агитфильмов производственный опыт.
Во многом
задача облегчалась тем, что я сам был очевидцем событий 1905 года.
В съемочную
группу входили оператор А. Левицкий, художник В. Егоров, художник-фотограф Н.
Бохонов. Ниловну в этом фильме играла Л. Сычева — штатная актриса бывшей
Скобелевской фабрики. Павла Власова играл артист Художественного театра Иван
Берсенев — будущий народный артист СССР, один из крупнейших мастеров советского
театра. Отца Павла играл тогда уже известный артист Художественного театра А.
Чебан.
Наша
творческая группа с огромным подъемом приступила к съемкам, и уже к февралю
1919 года мы перешли на натуру. Правда, съемки шли не в том темпе, о котором мы
мечтали. Как известно, этот год был переломным: Советское государство начало
национализацию кинодела, решив раз и навсегда вырвать его из рук всевозможного
рода дельцов и предпринимателей.
27 августа
1919 года В. И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и
кинематографической промышленности и торговли в ведение Наркомпроса». Был
создан отдел ВФКО (Всероссийский фотокинематографический отдел Наркомпроса), на
который возлагалась обязанность организовать кинопромышленность, наладить
производство фильмов, заложить базу для новой, советской кинематографии. Но
претворение этого плана в жизнь сталкивалось с трудностями. Предыдущая Следующая
|