Предыдущая Следующая
А вопросов
«по существу» было великое множество: где происходило братание с немецкими
солдатами? В какой деревне крестьяне захватили помещичью землю? Они
интересовались всем живо, неподдельно, горячо.
Из казарм —
сразу на площади Москвы! Мы показывали фильм прямо на открытом воздухе, и всюду
— с огромным успехом. Он принимался как рассказ о реальных фактах действительной
жизни, смотрелся как хроника. Кстати, для показа фильма в дни праздника
Моссовет специально отпустил дополнительную энергию кинотеатрам. Через
Политуправление Реввоенсовета фильм был разослан по воинским частям и фронтам.
Где и как кончили свою жизнь ленты — не знаю. К сожалению, фильм (по сообщению
работников Госфильмофонда) не сохранился. У меня же осталась одна единственная
фотография рабочего момента... Думаю об этом с большим огорчением и все же не
расстаюсь с надеждой, что историки кино найдут след «Восстания», дорогого как
памятник удивительного времени. Фильм «Восстание» получил горячее признание
многих кинематографистов. Хотя были, конечно, и недоброжелатели. Ч. Сабинский
высказал, например, колкое замечание о том, что «с идеологией ставить легко», а
другой режиссер откровенно пригрозил какими-то «грядущими временами», когда мне
придется расплачиваться за «юбилейное рвение».
Однако время
несло нас на своих крыльях. Бурно росли кадры нового, советского кинематографа.
Киношкола Комитета в короткий срок подготовила группу исключительно талантливых
киноработников: режиссера и актера B. Пудовкина, актрису и режиссера А.
Хохлову, художника и режиссера П. Галаджева, актера и режиссера C. Комарова,
артистов В. Фогеля, Л. Оболенского и других. Процесс роста и становления нового
искусства происходил и в других центрах Республики Советов. Маститые мастера
дореволюционного кино шли работать в кино советское. Размежевание и
консолидация творческих сил завершались столь интенсивно благодаря упорной
работе коммунистов на всех участках культурного строительства. В том числе и в
нашем Союзе художественной кинематографии, где также были коммунисты: механик
Громов, лаборант Дворецкий и удивительный человек, партийный стаж которого
начался в 1904 году,— Дмитрий Бассалыго. Он много снимался, работал помощником
режиссера у Е. Бауэра. В начале Февральской революции поставил свой первый
фильм —«Из мрака царизма к сиянию свободы». Солдат партии, после 1918 года он
был «брошен», как тогда говорили, на ответственную партийную работу и в
кинематограф вернулся лишь в 1922 году. Предыдущая Следующая
|