Предыдущая Следующая
Покинули
Москву и многие иностранные специалисты, работавшие на кино-предприятиях.
Однако некоторые из них, полюбившие Россию, остались с нами, деля с русскими
киноработниками все невзгоды и радости бурного времени. В их числе заметной
фигурой был оператор Луи Форестье, работавший у Ханжонкова с 1910 года. К
сожалению, он как-то обойден вниманием наших историков кино. Поэтому не могу не
сказать о нем несколько слов.
Мне он
запомнился как необычайно подвижный, веселый, темпераментный человек, вокруг
которого всегда расцветали улыбки. Плохо владея русской речью, он как-то
обаятельно коверкал слова, дополняя их жестикуляцией и мимикой. Если в
павильоне группа сотрудников взрывалась смехом, можно было безошибочно сказать
— они собрались вокруг Форестье.
В павильоне
он чувствовал себя как рыба в воде: работал споро и тщательно, с изяществом
большого мастера. Если сцена, уже отрепетированная, ему не нравилась по
каким-нибудь причинам, он беспощадно вносил в нее коррективы, еще и еще раз
снимая. Делал это он с большим тактом, учитывая психологию измученных артистов,
которые в свою очередь платили ему взаимной любовью. Осветители и рабочие
постановочного цеха его боготворили, хотя и им доставалось от него порою.
Форестье
самозабвенно полюбил Россию, ее народ, ее искусство. Он, кажется, не пропускал
ни одной премьеры в Большом театре или в МХАТ. Примечательно, что и в театре и
на съемочной площадке он был одинаково элегантен, всегда тщательно выбрит и
одет с большим вкусом.
Перед
съемкой Форестье давал те или иные советы режиссеру, и они были
безапелляционны. Как правило, с таким диктатом оператора режиссеры, зная его
вкус и профессионализм, соглашались. Но бывало и иное. Тогда Форестье
превращался в капризного ребенка, нервничал, взвинчивал себя до предела и,
наконец, начинал сочно ругаться на каком-то тарабарском языке. Однако через
несколько минут Форестье «отходил», продолжая работать, как будто ничего и не
случилось. Таков был мой друг Форестье, один из тех, кому должно быть уделено
место в истории нашего киноискусства. А о том, как мы с ним познакомились, я
расскажу ниже. Предыдущая Следующая
|