Предыдущая Следующая
С появлением
в кино звука ритмический монтаж изображения без учета ритма звукового
сопровождения оказался просто невозможен. А это уже совсем другой вид монтажа -
звукозрительный (о нем разговор отдельный). Сегодня в песенных и рекламных
клипах их авторы пытаются довольно часто пользоваться ритмически выраженным
звукозрительным монтажом, но этот прием требует особого подхода и высокого
мастерства, в том числе и при съемке.
Часть 18.
Затемнение
Затемнение -
это отбивка во времени: кончилось одно событие и началось другое. Древнейший
прием, который, как правило, используется для плавного и спокойного завершения
сцены или эпизода, чтобы дать понять зрителю, что между сценой, которая
закончилась, и сценой, которая началась, прошло какое-то время. В американском
телевизионном фильме "Санта-Барбара" этот прием применяется ежедневно
в конце каждой серии, чтобы подчеркнуть завершение действия перед конечными
тирами. Возникли даже профессиональные выражения: "уйти в затемнение"
или "выйти из затемнения". И действительно, затемнение применяется не
только в конце, но и в начале сцены, чтобы плавно открыть действие после
условного разрыва во времени. Обычно выход из затемнения обоснован только в том
случае, если предыдущая сцена закончилась затемнением. Длительность ухода в
затемнение должна соответствовать драматургическому характеру завершения
эпизода (от 0,5 до 2 секунд). Но необходимо помнить, что затемнение вызывает у
зрителей определенное настроение, связанное с контекстом сцены. Переход на
открытый кадр после затемнения безусловно подчеркнет резкую смену характера
настроения следующего действия. Кинотехника позволяет выполнить затемнение
весьма элегантно с помощью постепенного закрытия диафрагмы или обтюратора.
Если не
удалось это сделать во время съемки, технология кино позволяет осуществить
затемнение лабораторным методом: обесцвечиванием негатива конца кадра. Но когда
попытались сделать затемнение при съемке на видео, получили результат не очень
хорошего качества. И некоторые "мудрые головы" подыскали ему
электронную замену - выбеливание кадра. Однако этот прием противоестественен
для психофизиологии зрительного восприятия, а, следовательно, и для природы
экрана. В нашем сознании заложено убеждение, что наступление темноты означает
конец дня, и затемнение на экране соответствует этому мироощущению. В природе
наступление темноты происходит постепенно, и на экране затемнение плавно
снижает освещенность до полной черноты. С выбеливанием происходит все наоборот,
Если его сделать в конце плана, то у зрителей возникнет впечатление, что что-то
беспричинно ярко ВСПЫХНУЛО, хотя и медленно. Еще бы! Весь экран ярко осветился,
а вспышка - это удар по глазам, вызывающий ослепление. В результате зритель
пусть на мгновение, но обязательно закроет глаза. Если выбеливание поставить в
начале плана, то оно еще более резко ударит по глазам, и никакой ассоциации с
началом дня у зрителя не вызовет, так как произойдет всплеск белого экрана, а
затем постепенное появление изображения. Можно безоговорочно утверждать, что
выбеливание противоестественно для психофизиологии зрительного восприятия, а,
следовательно, и для природы экрана. Сегодня, к сожалению, мы ежедневно видим
этот прием на телеэкранах. Что это - новый профессиональный прием? Ни в коем
случае! Это даже не суррогат затемнения, а всего лишь профессиональная
беспомощность. Предыдущая Следующая
|