Предыдущая Следующая
Ритмический
монтаж
Чтобы
пояснить прием ритмического монтажа, снова придется обращаться к прошлому.
Остается только восхищаться тем, как глубоко и четко была разработана теория
еще в период немого кино. Для немых фильмов чаще всего был характерен монтаж
короткими кадрами. Режиссеры обычно заключали в один план всего лишь одно, два
или три простых образа действия героя или какого-либо объекта. Кадры
олицетворялись со словами и иероглифами. В ту эпоху родились понятия "рассказывать
кадрами" и "монтажная фраза". Последовательность коротких кадров
длительностью от одной до пяти секунд, показывающих развитие какого-то события,
действительно отдаленно напоминала предложение, составленное из слов. Примеры
ритмического монтажа можно найти в работах Д. Вертова, В. Пудовкина, Л.
Кулешова и многих других. Ритм рассматривался как длительность смены планов,
как чередование стыков кадров, как в музыке чередование коротких и длительных
долей. Если взять за единицу отсчета, скажем, одну секунду, то длина или время
пребывания на экране ритмически смонтированных кадров в одной сцене могли бы
выглядеть на схеме как последовательность чередования длительностей этих
кадров, выраженная в цифрах: 1-1-1-3-1-1-1-3 или 2-2-4¬2-2-4-2-2-4. Это не означает,
что длина самого короткого кадра должна быть кратной секунде. Короткий план тможет иметь размер и 1,7 и 2,2 секунды, то
есть любой. Но это означает, что другие кадры должны иметь длительность в два
раза больше (соответственно 3,4 и 4,4 секунды), в три раза больше и т. д.
Братья Васильевы даже попытались передавать на экране ритм строчащего пулемета.
Для этого они склеивали планы длительностью всего в один-два кадрика, в которых
пулемет стрелял попеременно то в правую, то в левую стороны - а это лишь 1/12
секунды каждый кадр. Ритмическая смена разных кадров с непохожими композициями,
конечно, эффектно смотрится на экране, но зачастую попытки точно соблюсти
пропорции длительностей превращаются в голый формализм. Дело в том, что каждый
кадр в зависимости от его крупности и наполненности деталями и образами несет
разный объем информации. А от объема информации зависит время, которое
требуется зрителю для восприятия, для считывания информации с экрана. И если вы
"зарежете" планы, требующие большего времени на восприятие, ради
соблюдения ритма, то у зрителя либо возникнет ощущение неудовлетворенности от
просмотра, либо останется впечатление мельтешни на экране. Предыдущая Следующая
|