Предыдущая Следующая
Смонтируются
ли кадры, снятые с точек 1 и 2? (Рис. 70). Искушенный читатель, конечно, после
такого вопроса уже ждет очередную каверзу от автора. И он прав. Переведем
мизансцену в раскадровку. Первый кадр снят так, что человек стоит на фоне
темной стены, а его фигура ярко освещена солнечными лучами. Во втором кадре
фоном оказалось сияющее от солнца окно, а фигура на центровом освещении стала
полностью темной (рис. 71). Как быть, если но замыслу потребовалось поставить
героя у окна и снять несколько разных планов? Чтобы сохранить
"мягкость" перехода с кадра на кадр, чтобы зритель не стал вдруг
щуриться от неожиданного появления ярко освещенного кадра после восприятия
затемненного, нужно в одном из планов, а лучше в обоих, дать связующие детали
фона и сохранить схем)' освещения на лице и фигуре персонажа (рис. 72). Если не
будут выполнены требования седьмого принципа, то у зрителя, кроме неприятных
ощущений от яркой вспышке на экране, еще могут возникнуть мысли о том. что
герой чудом оказался в совсем ином пространстве или возникнут подозрения, что
развитие действия подчиняется каким-то магическим силам. Сколько слез было
пролито актрисами, сколько затаено ими обид на режиссеров, которые выкидывали
из окончательного монтажа, казалось бы, прекрасные крупные планы. А суть причин
сводилась к невыполнению данного принципа монтажа. Случалось, что какую-то
сцену снимали две-три недели назад, а потом возникло желание доснять крупный
план актрисы. Все уже забыли, откуда падал свет на лицо актрисы, а сейчас
появилась возможность дополнить монтажный ряд. Фон - вполне подходящий.
Осветительные приборы направлены на лицо другого героя, в другой сцене. И,
кажется, что не потребуется больших усилий и большого времени на необходимую
досъемку. Снимают. А когда на монтажном столе вскрывается досадный просчет,
режиссер оказывается перед неразрешимой монтажной задачей (рис. 73). Чтобы не
случалось каких-либо "аварий" в период монтажа фильма или передачи,
когда съемки уже закончены, когда невозможно что-либо изменить в материале, необходимо
заранее в планах мизансцен и в раскадровках предусмотреть выполнение требований
монтажа по свету. А они не так сложны, как могло показаться начинающему творцу.
Если снимается лицо, то тень от носа актера или документального персонажа в
соседних кадрах может стать несколько короче или длиннее, но никак не должна
перескакивать с левой стороны на правую. Если происходит изменение освещенности
и характера фона, на котором снимаются ваши герои, то эти изменения не должны
намного превышать одной трети площади экрана. А в соседних кадрах лучше всегда
иметь детали или куски фона, которые как бы ■ указывают на то, что
действие развивается в том же пространстве, в том же помещении. Резкая смена
освещенности кадра - это сильное средство воздействия на зрителя. Им часто пользуются
режиссеры и операторы, но отнюдь не в тех случаях, которые мы сейчас
рассматриваем, исходя из условий комфортности монтажа соседних кадров. Обычно
резкое и неожиданное появление ярко освещенного или наоборот сильно
затемненного кадра используется для подчеркивания остроты драматичного поворота
в событиях на экране, для активного воздействия на эмоции зрителей. Принцип
монтажа кадров одной сцены по свету распространяется на все виды съемок, как в
павильоне, так и на натуре. Каждому ясно, что, согласно этому принципу, нельзя
половину сцены снять сегодня в солнечный день, а вторую половину - завтра, в
проливной дождь. Предыдущая Следующая
|