Предыдущая Следующая
нужно
учесть, что движением перемещалась линия его взаимодействия с Брюквиным. В
когда объект А пересек линию "камера - Брюквин", изменение положения
героев на экране: А оказался справа, а Б -
слева.
Линия
взаимодействия - не статичная условная линия, а линия, перемещающаяся вместе с
взаимодействующими объектами (рис. 29). 2-ой вариант. Панораму можно остановить
даже раньше (рис.30), в мгновение, когда "злодей" Арбузов зайдет за
спину стоящего на месте г-на Брюквина. Дать Арбузову выйти из кадра и остановить
камеру. И опять продолжить съемку следующих кадров с учетом новой линии
взаимодействия. Когда в сцене или событии участвуют два человека или два
объекта, все достаточно просто. Но по мере увеличения количества действующих
лиц соблюдать принцип ориентации в пространстве становится все сложнее и
сложнее. Допустим, что беседу ведут три человека. Посмотрите на план съемочной
площадки (рис. 31). Какие точки съемки выбраны ошибочно, из-за которых зритель
может потерять ориентацию в пространстве, запутаться кто на кого смотрит в
момент разговора? Обратите внимание: камеры на всех точках стоят по одну
сторону от линии взаимодействия, т.е. - "правильно". Правда, в
разговор между Арбузовым и Брюквиным встрял еще г-н Вермишелев. Если
рассматривать съемку по требованиям старых учебников, то все точки
соответствуют генеральной линии съемки, определенной камерой на точке № 1. Но
попробуем перевести результаты такой съемки в раскадровку и проанализировать
полученную монтажную последовательность
(рис.32). Если кадры 1-й и 2-й соответствуют правильной трактовке сцены в
пространстве, то 3-й явно противоречит изначальной ситуации. Арбузов, который в
действительности смотрит на Брюквина, на экране в результате нашей съемки
почему-то изменил объект своего внимания и общается с Вермишелевым. В самом
деле, третий господин по фамилии Вермишелев подошел к двум нашим знакомым с
самого начала разговора, но принять в нем участие никак не может. Брюквин
упрямо не обращает на него внимания, хотя слышит его приветствия. Его взгляд прикован
к Арбузову, который ест его глазами, доказывая свою правоту. Ошибка вскрывается
просто, как только проводятся все линии взаимодействия между тремя участниками
встречи (рис. ЗЗ). Точка З-я оказалась за линией взаимодействия II -II по
отношению ко всем остальным точкам съемки. Вопрос закономерен: как расположить
камеры, чтобы на экране герои действовали также, как на съемочной площадке?
Есть надежда, что вы, уважаемый читатель, уже достаточно овладели искусством
воображения результата съемки, способны представить себе кадр и человека в нем,
смотрящего в совершенно определенную сторону, если вам будет указано с какой
точки идет съемка этого персонажа на плане съемочной площадки. Теперь для вас
не составит труда ответить на поставленный вопрос. Конечно, в этом случае можно
вести съемку из любой, но только одной зоны, кроме заштрихованных, и режиссеру
можно не думать, зная этот принцип, о возможной монтажной ошибке (рис. 34). Это
очень важно для хроник и репортажей, когда нет времени на мысленную проверку соответствия
принципу ориентации в пространстве. Еще десяток лет назад подобные ошибки в
расстановке камер в студии телевидения (рис. 31) были частым явлением. Но и
сегодня они время от времени проскакивают на разных каналах, и даже на том,
который так кичится своим профессионализмом. Для того чтобы избежать
аналогичных оплошностей, чтобы операторам и режиссерам было проще работать и
легче освещать людей в более сложный пример. Идет длинным столом президиум, как
оратор. Широкий зал слушателей. (На
плане съемки мы описано в тексте, а покажем только зале.) Перед творчески
операторами возникает сложная композициях десятков кадров. Предыдущая Следующая
|