Предыдущая Следующая
Если мы
ведем съемку не одним статичным кадром, а несколькими, то мы, тем самым, в
монтаже неизбежно создаем некое искусственное экранное пространство,
конструируем его. И перед режиссером стоит задача создать такое воображаемое
пространство, чтобы зритель осознавал его как целое и единственное. А главное -
предоставил зрителю возможность без затруднении, без лишних умственных операций
ориентироваться в нем, как каждый из нас это делает в жизни. В общем виде
принцип монтажа двух кадров по ориентации в пространстве гласит: съемка двух
объектов , взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной
стороны от линии их взаимодействия (рис. 26). Все точки съемки выбраны
правильно, кроме 13-ой. Этот принцип распространяется на все взаимодействующие
объекты. Художник и холст. Танк и пушка, которая по нему стреляет. Журавль и лягушка,
которая пытается ускакать от прожорливой птицы. Но все же рассмотрим случай,
когда режиссер решил перейти "запретную" линию взаимодействия и
показать событие с другой стороны. Будем считать, что у него были для этого
достаточно веские творческие основания. Возникает вопрос: как выполнить такую
съемку, чтобы у зрителя осталась ненарушенной ориентация в пространстве, чтобы
тот, ради которого мы трудимся не почувствовал себя дураком перед экраном? На
этот вопрос существует два ответа. 1-й вариант (рис. 27). Режиссер попросил
оператора в момент съемки переместить камеру с точки 13 а на точку 136 и
пересечь линию взаимодействия. Благодаря такому маневру во время съемки зритель
сам увидел, как произошел разворот пространства вместе с находящимися в нем объектами.
Это изменение произошло на его глазах. Все правое стало левым. Но дальше съемку
кадров №№ 14, 15, 16 и т.д. следует вести уже только с той стороны от линии
взаимодействия, которая на плане является верхней. Существует и другой ход для
изменения положения объектов в пространстве (рис.28). В этом варианте мы
оставили неизменным само пространство, но поменяли положение объектов в нем. А
это - реальная жизненная ситуация, когда люди движутся в пространстве. Мы
только зафиксировали на пленку процесс перемещения и изменения взаимного их
расположения. Камера оставалась все время съемки на месте, но только
панорамиров ала за г-ном Арбузовым. Теперь Предыдущая Следующая
|