Предыдущая Следующая
Так я
перешагнул порог кинематографа, который стал моей судьбой.
Первые
декорации для фильма Вернера были изготовлены мною в светлых тонах, без
излишнего нагромождения мебели. Впоследствии, при съемке, актеры говорили, что
лаконизм, интерьера избавляет от ощущения толчеи в мебельном магазине, которое
преследовало их до той поры. Довольно быстро отработал я фактуру стен, пола,
детально прописал окно с пейзажем, открывавшимся за ним.
И вот все
эскизы, сделанные акварелью, разложены на столике того же кафе «Бом», где
произошла моя первая встреча с Вернером. Михаил Евгеньевич начал рассматривать
их, бережно выкладывая из папки и передавая затем соседу — высокому, ладному
человеку с орлиным профилем и веселыми черными глазами.
— Бонч-Томашевский, мой друг,— представил его
Вернер.— А это художник Разумный!
По теплой и
даже интимной интонации Вернера я понял — свершилось мое посвящение в
кинематографический мир.
Эскизы начал
просматривать еще один сосед по кафе. Он их оценил положительно. Усмехнувшись,
Михаил .Евгеньевич сказал: «Александр Ефимович, вас поддерживает земляк —
Владимир Павлович Касьянов!»
Так
состоялось мое знакомство с режиссером Касьяновым, переросшее впоследствии в
большую, многолетнюю дружбу.
Это был на редкость
интересный человек, образованный, много повидавший, блестящий рассказчик. Он
успел к тому времени объехать почти всю Россию, жил в Западной Европе, Америке.
Его биография была, впрочем, типичной для деятеля театра старого,
дореволюционного времени.
Начав свой
актерский путь в Одессе, в Драматическом театре Общества трезвости, Касьянов
уже в 1905 году попал как способный и яркий художник в труппу знаменитого
русского актера П. Орленева. С ней-то он и совершил все свои вояжи, о которых
мог рассказывать часами. Мне запомнился один из его многочисленных рассказов.
Однажды
труппа Орленева приехала в Сызрань. На перроне, вопреки ожиданиям, их никто не
встречал. Прошел час, затем другой. Наступил вечер, и около вокзала не было ни
души. Тщетно актеры искали извозчиков — их тоже не оказалось. Наконец после
долгих мытарств были наняты три крестьянских подводы (хозяева случайно
заночевали неподалеку, ожидая открытия базара). Странный обоз, нагруженный
всевозможной бутафорией, двинулся в город. Актерская братия — за ним. А в то
время над Сызранью поднялось багровое зарево, вскоре переметнувшееся от
предместья к центру. Как выяснилось позднее, какая-то лихая банда подожгла
предместье и начисто обобрала перепуганных огнем горожан. Вот в такой-то
ситуации ничего не подозревавшие актеры шли за обозом. Вдруг, словно вода в
прорванную плотину, на них устремилась обезумевшая толпа, принявшая их за
«тылы» грабителей. Вмиг обозы были перевернуты, вещи раскиданы в разные
стороны, а актеры избиты до полусмерти. Сам Касьянов, попытавшийся что-то
втолковать горожанам об Орленеве и его гастролях, очнулся в городской больнице
после операции на черепе. Предыдущая Следующая
|