Предыдущая Следующая
Но вот тема
фильма родилась, ее дала исключительная по драматизму и героической
напряженности жизнь великого русского ученого-этнографа и путешественника
Миклухо-Маклая.
В моих руках
была добротная литературная основа — сценарий, который написали Владимир
Волькенштейн, один из патриархов нашей кинодраматургии, и Алексей Спешнев. Но,
работая над режиссерским сценарием, я сразу же столкнулся с серьезными
трудностями. Во-первых, студия научно-популярных фильмов, где должна была
сниматься картина, не была приспособлена для работы над художественными
игровыми картинами. Во-вторых, мне впервые пришлось пробовать свои силы в жанре
научно-биографического художественного фильма, где так важно было ни на шаг не
отступить от научной истины. Я долго и внимательно присматривался к опыту своих
новых коллег по киностудии. Они к тому времени уже обладали немалым опытом,
вышли на мировой уровень в области научно¬популярных (в том числе и игровых)
фильмов. Работы А. Згуриди, Б. Долина и многих других мастеров прокладывали
новые пути искусству популяризации науки средствами кино.
И наконец,
весьма серьезным препятствием было то, что русские актеры, способные сыграть,
скажем, немцев и англичан, были бессильны достоверно воссоздать образы
папуасов, среди которых жил и работал знаменитый ученый- гуманист. А любая
фальшь здесь оказалась бы убийственной для фильма!..
Огромную,
поистине Неоценимую помощь оказал нам научный консультант профессор Я.
Рогинский. Он не только терпеливо выслушивал наши некомпетентные вопросы, но и
тщательно подбирал литературу, которая помогала найти правильный, научно
достоверный строй всего фильма. Приходилось делать тысячи зарисовок
этнографического плана, используя при этом изумительные наброски самого
Миклухо-Маклая. Члены съемочной группы превратились в те дни в завсегдатаев
всех музеев, в которых можно было найти что-либо по части жизни и быта
папуасов. Они изучали также приборы, которыми пользовался ученый, тип его
снаряжения и многое другое, что можно было бы оставить без внимания в «обычном»
художественном фильме. Предыдущая Следующая
|