Предыдущая Следующая
Желаем
успехов в работе и учебе!
По поручению
краснофлотцев — А. Ермачков».
Гайдара
искренне радовало то, что его замысел — воодушевить ребят на помощь армии,
всему советскому народу — понят теми, в рядах которых он всегда мечтал быть,—
советскими воинами...
Уже много
лет с нами нет Гайдара, героически погибшего в годы Великой Отечественной
войны. Но что-то гайдаровское навсегда осталось в каждом из тех, кому
посчастливилось быть с ним рядом. Наш оператор Петр Ермолов, некогда
рассказывавший ребятам-«актерам» о своих съемках Ленина, Крупской, Кирова,
Чапаева, стал уже в преклонном возрасте одним из лучших фронтовых операторов
(его тяжело ранило при съемке в разведке). Известный советский режиссер Иван
Лукинский, постановщик фильма «Солдат Иван Бровкин», начинавший свой творческий
путь в нашей группе, остался верным военной теме. Известный ныне художник Ливии
Щипачев — исполнитель роли Тимура — рисует чудесные пейзажи, в которых живет
гайдаровское отношение к жизни, к природе, к родной стране...
Нападение
фашистской Германии на Советский Союз застало меня в городе Уфе, на съемках
фильма «Бой под Соколом» (по сценарию Сергея Михалкова). Несмотря на все
просьбы, горвоенкомат отказался направить меня в действующую армию — тяжелая
болезнь рук (контрактура сухожилий) полностью исключила такую возможность.
Завершение фильма, а затем дальнейшая работа на киностудии в Сталинабаде, куда
был эвакуирован «Союздетфильм», проходили в тех условиях, когда все советские
люди жили одним — борьбой за победу над немецко- фашистскими захватчиками. Свой
вклад в эту борьбу внесли кинематографисты, многие из которых героически
погибли на фронтах.
...Навсегда
запечатлелся в памяти день 1 Мая 1945 года, который я встречал вместе со всеми
кинематографистами Москвы в Доме кино на Васильевской. Ночью, когда затихло
общее веселье, неожиданно громко прозвучал могучий голос Левитана,
возвестившего о падении Берлина. Наше ликование было безграничным! В это время
тихо, но твердо меня взял под руку Александр Довженко, один из самых любимых
мною художников, поэт в высшем значении этого слова. Мы начали ходить по
коридору, делясь впечатлениями о пережитом. И вдруг, неожиданно, Довженко стал
говорить о тех прекрасных поселениях среди цветов и фруктовых деревьев, в
которых уже в ближайшем будущем должны будут жить старые люди, столько
сделавшие для Родины. Эту романтическую идею он перемежал раздумьями о фашизме,
о его живучести, о тех новых формах, которые он может принять после поражения,
о необходимости борьбы за гуманизм — против расизма и человеконенавистничества.
Слушая его как зачарованный, я, конечно, не предполагал, что в те радостные
минуты рождаются замыслы моих работ, в том числе и замысел последнего, самого
трудного фильма (ведь время пролетело, и у меня уже трудовой стаж был
шестидесятилетним!) о Доме ветеранов сцены имени А. Яблочкиной. Да, это были
незабываемые дни. И никто из нас не думал, что вскоре после победы Черчилль
произнесет свою печально знаменитую фултонскую речь, открывая первые страницы
позорной летописи «холодной» войны. В новом «крестовом походе» против
коммунизма идеологи империализма начали использовать весь арсенал расистских
теорий, в том числе и теорий антропогенеза. Стали подыскиваться «новые»
аргументы для обоснования реакционнейшей концепции «избранной расы». Позднее,
когда я упорно искал материал для антирасистского фильма, я много раз
возвращался мыслью к той нашей беседе с Александром Петровичем Довженко, в
которой были затронуты самые жгучие вопросы действительности... Предыдущая Следующая
|