Предыдущая Следующая
В конце 1928
года мне удалось получить разрешение на возвращение в Москву, где я сразу же
приступил к работе в Совкино. Очередной моей постановкой стал фильм
«Бегствующий остров» — экранизация одноименного рассказа В. Иванова (сценарий
был написан известной советской сценаристкой К. Вииоградской). В рассказе
привлекала необычность фабулы. Его действие развертывается в дремучих лесах
тайги, где, сохраняя уклад жизни семнадцатого века, в скиту живет кучка
фанатиков-староверов во главе с матушкой-старицей. Дикостью «старцев»
преотлично пользуются местные спекулянты, выменивающие у них самогон и пушнину
за порох. Наконец старцы решили искать какое-нибудь другое «православное поселение».
Их посланец случайно забредает на культбазу, сразу попадая из века Ивана
Грозного в век аэросаней и кинопередвижек. Ему на глаза попадается плакат, на
котором красноармеец выметает метлой попов. Решив, что на Руси установлена
давно желаемая сектантами «беспоповщина», он проводит культработника в скит. Но
в скиту — раскол* Молодежь уходит от «старицы» на развернувшуюся в тайге
стройку. Древние же старцы попадают как экспонаты... в краеведческий музей.
Столкновение
старого и нового в таком остросатирическом ракурсе позволяло не только
поставить антирелигиозный фильм, но и рассказать о бурном процессе
социалистической реконструкции, охватившем всю страну. В очень трудной
экспедиции на натуру, в районе Иваново-Вознесенска, он был также хорошо заметен.
Поражал размах строек, в районе которых мы вели съемки,— ИВГРЭС в тридцати
километрах от города на торфяных болотах и меланжевого комбината, на котором
работали тысячи молодых энтузиастов, возводивших прекрасные по тем временам
корпуса. Именно здесь мы провели съемки прихода старцев из эпохи далекого
прошлого в индустриальный век, причем лучше всего «сработали» как актеры
молодые строители, пораженные видом пришедших на стройку актеров в странных
костюмах. Сам Иваново-Вознесенск с его глухой стариной, уступавшей место новому
под натиском повсеместной стройки, был отличным местом для нашей работы. Как
всегда, свои чисто профессиональные кинематографические дела мы сочетали с
политико-массовой работой среди местного населения. Так, в дни конфликта на
КВЖД провели митинг в селе Афанасове, где проходили натурные съемки, приняли
вместе с крестьянами резолюцию протеста. После митинга показали привезенные с
собой фильмы, накручивая без устали ручку ГОЗовской передвижки. Предыдущая Следующая
|