Предыдущая Следующая
Однако мы
решили пойти по другому пути. Арендовав крупнейший кинотеатр на Фридрихштрассе,
устроили общественный просмотр «Броненосца «Потемкин». На этот просмотр
пригласили прессу, виднейших прогрессивных художников и общественных деятелей,
режиссеров, операторов, актеров. Собравшимся уже было известно решение цензуры,
что крайне обостряло интерес к просмотру.
Музыкальное
сопровождение к фильму было специально написано композитором Майзелем. Он же
дирижировал симфоническим оркестром во время демонстрации фильма.
Реакция
зрительного зала нас вначале несколько озадачила: смотрели, затаив дыхание, в
абсолютном молчании, что было непривычно для такой профессиональной аудитории.
Но как только появилась надпись «Конец» после знаменитого финала фильма, зал
задрожал от грома аплодисментов и бурных выкриков «браво». Никто и не собирался
расходиться—в разных уголках зрительного зала шли страстные дискуссии о
значении только что увиденного.
На следующий
день весь Берлин заговорил о просмотре. Имя Эйзенштейна не сходило с уст, и
притом не только у работников искусства. Киноотдел торгпредства не успевал
отвечать на звонки прокатных компаний, предлагавших свои услуги, на
многочисленные просьбы рядовых зрителей. Цензура была в буквальном смысле слова
нокаутирована: «Броненосец «Потемкин» сразу же прорвался на экраны.
К сожалению,
Эйзенштейн, Александров и Тиссэ, приглашенные в Берлин, не смогли приехать на
премьеру (они прибыли в Германию позднее). Но Всеволод Пудовкин сумел приехать
на премьеру фильма «Мать» в кинотеатре «Капитолий». Перед началом сеанса он
выступил с темпераментной речью, поразив зрителей превосходным немецким языком.
Фильм был встречен так же восторженно, как «Броненосец «Потемкин». Пудовкина,
после того как зажегся свет в зале, заставили выйти на сцену перед ослепительно
белым экраном и бурно (совсем не с немецким темпераментом) приветствовали.
Стоит ли говорить, как все увиденное потрясло меня! С момента этого просмотра
меня одолевала лишь одна мысль — скорее домой, туда, где и в общественной жизни
и в искусстве начались великие перемены, поражавшие мир. Предыдущая Следующая
|