Предыдущая Следующая
Дружба с
местным населением позволила нам создать сводный пионерский лагерь из ойротских
школьников, которые должны были сниматься в фильме. Со взрослыми актерами из
ойротов начал систематические занятия актер
А. Панкрышев (он к тому времени был
«свободен», так как вылетел из седла и сломал руку).
Много хлопот
нам доставил як — всеобщий любимец, окрещенный Яшкой и казавшийся весьма
смирным и добродушным. Но, обладая чудовищной силой, он каждую ночь шел
напролом на стену сарая, проходя через нее, как нож через масло! Разыскивали мы
его, двигаясь через этот же пролом, безотносительно к рельефу местности...
Наконец приступили к съемкам, так как все наши актеры вжились в материал,
превратились в лихих наездников, успели перенять ойротские манеры и обычаи и к
тому же — превосходно загореть!
Решили, как
говорится, взять быка за рога — снять сразу же важнейшие эпизоды «тоя»
(свадебный обряд с похищением невесты и с последующей выплатой калыма) и
«камлания» (процесс священнодействия шамана в случае какого-либо общего
несчастья: падежа скота, болезней и т. д.). Алтаец, устраивавший «камлание», приглашал
кама (шамана), прибывавшего к нему в самом невообразимом по фантастичности и
нелепости одеянии. Кам в присутствии членов семьи и многочисленных гостей
начинал подвывать, аккомпанируя себе ударами в бубен огромного размера.
Прерывая завывания, он подкреплял себя арачкой (местным самогоном) и вновь
начинал ритуал «камлания», вертясь волчком в возрастающем темпе. Наконец он
падал в изнеможении, давая тем самым сигнал к жертвоприношению. В центр круга
приводили кобылицу, завязывали ей ноги отдельными веревками и разрывали ее.
Вообще-то
все эти обряды были к тому времени запрещены. Но по нашей просьбе в порядке
исключения Усть-Канский волисполком разрешил оповестить население волости о
трехдневных грандиозных празднествах. Было выпущено воззвание: «В пятницу для
приехавших участников празднеств будут заколоты две кобылы, в субботу — три
кобылы ». Предыдущая Следующая
|