Предыдущая Следующая
Если, например,
живописец может изобразить отдельные элементы картины в произвольно выбранных масштабах, как бы с различных
точек зрения, и тем самым сознательно или случайно нарушить перспективу, то в изображении, созданном объектном перспектива никак не может быть нарушена, так как масштабы отдельных предметов физически предопределены, их расстояниями от камеры .
Точно так же перспективными являются
изображения на
сетчатке
человеческого глаза. Роль объектива здесь играет оптическая система глаза.
Поэтому перспективное изображение
воспринимается человеком как самое естественное. Само слово «перспектива»
происходит от латинского слова perspicere, что значит «правильно видеть».
Слово perspicere переводится также «видеть насквозь» и
происходит, по-видимому, от способа перспективного
рисования, которым пользовались еще художники средневековья. Способ заключался
в следующем (см. рис. 20).
Перед глазом
художника устанавливался визирный столбик- Диоптр, вершина которого определяла
точку зрения. Между объектом и диоптром помещалась вертикальная прозрачная пластина, разграфленная квадратами и
являющаяся проекционной плоскостью. Перед художником лежал равный по размеру
пластине и разграфленный подобно ей лист бумаги, на который он и переносил то,
что видит в каждом квадрате.
Объектив создает
изображение подобным же образом, с той лишь разницей, что проекционная
плоскость, которой является матовое стекло или пленка, располагается по другую
сторону точки зрения, которой в данном случае является центр объектива или,
точнее, его главные точки, и изображение образуется в расходящемся пучке лучей
при пересечении их с плоскостью пленки (см. рис. 2-1). Изображение получается
перевернутым, но
принципиального
значения это не имеет, так как подобие полностью сохраняется. Если же
расстояния от точки зрения до проекционной плоскости (на рисунке расстояния АВ)
равны, то изображения в обоих случаях будут не только подобны, но и равны по
размеру. Предыдущая Следующая
|