Предыдущая Следующая
В интервью журналу «Le nouvel
Observateur» Жан
Бодрийяр говорил, что создатели «Матрицы» принимают гипотезу виртуального за
факт и доводят её до зрительных фантазмов. Но первейшая характерная черта этой
вселенной заключается как раз в невозможности использовать категории реального
при её обсуждении. Это не первый фильм, касающийся вопросов усиливающегося
размывания границ между реальным и виртуальным. Среди предшественников — «Шоу
Трумена», «Мнение меньшинства», «Малхолланд драйв». Главная отличительная черта
«Матрицы» в том, что она, по словам Бодрийяра, «как пароксизмический синтез их
всех. К несчастью, механизм грубо сработан и не вызывает проблем. Персонажи
либо в «Матрице», и это означает дигитализацию всего, либо они радикально вне
её, например в Зионе, городе восставших. На самом-то деле наиболее интересным
было бы показать, что происходит на стыке двух миров. Настоящее разочарование
фильма в том, что совершенно новая проблема имитации перепутана с классической
проблемой иллюзии, о которой уже говорил Платон. Вот в чём ошибка».
Люди зависимы от системы, ежедневно мы
многое принимаем как должное: электричество, машины, бензин, дороги, супермаркеты,
полицию, телефон, компьютеры. Само наше существование зависит от этих вещей.
Если бы вдруг в один день закрылись все продовольственные магазины, люди бы
умерли с голоду, если бы их кто-нибудь не накормил. Все мы рабы системы. Это и
есть центральная тема «Матрицы».
В одной из первых сцен герой ленты Томас
Андерсон (Нео) раскрывает книгу Бодрийара «Симулякры и симуляция» на главе «О
нигилизме». Под обложкой нет страниц, вместо них Нео хранит там свои
нелегальные программы.
В «Матрице» компьютерные технологии,
наконец, развились настолько, чтобы произвести искусственный интеллект —
мыслящий компьютер, обладающий собственной волей. Он растёт и учится, постепенно
получая контроль над человеческим обществом. Когда человечество попыталось
взбунтоваться и лишить компьютер солнечного света, от которого он работал, компьютер
начал выращивать для себя людей и использовать для работы их энергию. Они рождались,
росли и умирали в заполненных гелем капсулах, пища вводилась внутривенно, а
сами они были напрямую подключены к компьютеру. Программа под названием
«Матрица» представляла собой полную сенсорную копию мира конца XX века, в
которой люди, как им казалось, жили, хотя на самом деле они проводили всю свою
жизнь в капсуле. Предыдущая Следующая
|