Предыдущая Следующая
Избыток разнообразия (множество
телеканалов) может также травмировать, как однообразие и повторяемость.
Брюс Стерлинг, писатель-фантаст,
определивший лицо кибер- панковской литературы, ныне читающий курсы лекций по
массме- диа и дизайну в нескольких институтах, сравнивает сложившуюся в
последнее десятилетие ситуацию с переходом от «пародышащих диковин» и проектов
создания крупных плотин начала XX века к «технологиям, которые срастаются с
кожей», становятся частями повседневной жизни. Как заявляет Стенли Аронович,
социолог и культуролог, преподающий в нью-йоркском университете, «технику
сейчас не так-то легко отличить от человеческого тела, потому что она
оказывается внутри нас (медицинские технологии, обработанная пища), рядом
(телефоны) и снаружи (спутники). Иногда мы её населяем (офисы с
климат-контролем), или она внедряется в нас (кардиостимулятор). Иногда она
кажется придатком или протезом (очки), иной раз человек кажется придатком
(рабочий на конвейере)».
XX век — начало цивилизации протезов,
где люди общаются посредством приборов, подсоединённых к органам чувств.
Компьютеры стали настолько неотъемлемой частью нашей жизни, что, по мнению
практикующего психолога и профессора Массачусетского технологического института
Шерри Тёркл, они — наше «второе я», они изменили наше восприятие самих себя,
заставили переосмыслить наши связи с миром, превратились в метафору для
размышлений о человеческом разуме.
Индивид всё более чувствует себя
калекой, который не способен полноценно соотносить себя с окружающей
информационной средой. Зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку,
которую не выдерживают мозг и сердце. Этот травматизм и приводит к
постмодернистской «чувствительности», как бы безучастной, притуплённой по
отношению ко всему происходящему. Постмодернистский индивид воспринимает всё
как знаковую поверхность, не пытаясь даже проникнуть в глубину вещей, значения
знаков. Категория реальности оказывается отброшенной, так как требует отличия
реальности от образа, от знаковой системы. Предыдущая Следующая
|