Предыдущая Следующая
Взаимоотношения эмоции с движением в общем случае
Существуют, стало быть, взаимоотношения эмоции с
движением в общем случае, которые можно сформулировать следующим образом:
непосредственное распространение поступательного движения не только прерывается
неким интервалом, распределяющим воспринятое движение в одну сторону, а
выполняемое — в другую, и делающее их как бы несоизмеримыми. Между двумя
движениями имеется еще и эмоция (можно понимать и как «влечение». — Прим.
пер.), которая эти отношения восстанавливает; однако же, как раз в эмоции
движение перестает быть поступательным и становится выразительным, то есть
качеством, несложной тенденцией, волнующей неподвижный элемент. И
неудивительно, что в образе, каким являемся мы сами, именно лицо с его
относительной неподвижностью и органами восприятия служит для выявления этих
выразительных движений, при том что в остальных частях тела чаще всего они
остаются сокрытыми. В конечном счете образы-движения делятся на три вида, когда
мы соотносим их с неким центром неопределенности, как с особым образом:
образы-перцепции, образы-действия и образы- эмоции. И каждый из нас является
особым образом или возможным центром; мы представляем собой не что иное, как
схемы взаимодействия трех указанных образов, сгустившиеся сочетания
образов-перцепций, образов-действий и образов-эмоций.
Кроме прочего, можно проследовать «в глубь истории» по
линиям различения этих трех типов образов и попытаться отыскать матрицу, или
образ-движение как таковой, в его ацентрической беспримерности, в его первом
режиме изменчивости, в его теплоте и свете, когда его еще не замутнели никакие
центры неопределенности. Как нам отделаться от самих себя и как нам самих себя
распутать? Такую попытку сделал Беккет, создав кинематографическое произведение
под названием «Фильм» с Бастером Китоном в главной роли. «Esse est percipi,
существовать значит быть воспринимаемым», — заявляет Беккет, подхватывая
формулировку образа, принадлежащую ирландскому епископу Беркли; и все-таки как
ускользнуть от «блаженств percipere (воспринимать; лат.) и percipi (быть
воспринимаемым; лат.)», если известно, что наша перцепция пребудет до тех пор,
пока мы живы, самая страшная перцепция себя собой? Беккет разработал систему
простейших кинематографических условностей, с тем, чтобы поставить эту проблему
и осуществить данную операцию. Как бы там ни было, нам представляется, что
указания и схемы, приводимые им самим, как и моменты, выделенные им в своем
фильме, приоткрывают его намерение лишь наполовину . Ибо, по сути дела, тремя
моментами являются следующие. В первый момент персонаж О бросается вперед и
бежит в горизонтальном направлении вдоль стены; затем, уже по вертикальной оси,
он пытается взобраться вверх по лестнице, все время держась за стену. Он
«действует», и эта перцепция действия, или образ-действие, подчиняется
следующим условиям: камера ОЕ снимает его только со спины и под углом не более
сорока пяти градусов; если же снимающей его камере случится превзойти эту
величину, действие будет блокировано, постепенно угаснет, а персонаж
остановится и спрячет часть лица, находящуюся под угрозой. Второй момент:
персонаж вошел в комнату, и, поскольку он уже не прислоняется к стене, угол
безопасности для камеры удваивается и теперь составляет по сорок пять градусов
с каждой стороны, а следовательно, девяносто градусов. О воспринимает
(субъективно) комнату, а также вещи и животных в ней, тогда как ОЕ воспринимает
(объективно) самого О, комнату и ее содержимое: такова перцепция перцепции, или
образ-перцепция, взятая в двойном режиме и в двоякой системе отсчета. Камера
по-прежнему придерживается условия снимать персонажа со спины под углом не
более сорока пяти градусов, однако добавочным условием становится то, что
персонаж должен изгнать из комнаты животных и прикрыть все предметы, которые
могут служить зеркалами или хотя бы рамами так, чтобы субъективная перцепция
угасла, а осталась лишь объективная перцепция ОЕ. И тогда О сможет устроиться в
колыбели и плавно качаться, закрыв глаза. Но как раз в этот, третий, и
последний, момент грядет самая страшная опасность: благодаря угасанию
субъективной перцепции, камера избавилась от угла съемки девяноста градусами. С
большой осторожностью она преодолевает эту величину и движется в диапазоне
остальных двухсот семидесяти градусов, но каждый раз будит персонажа, который
обнаруживает клочок субъективной перцепции, прячется, съеживается и вынуждает
камеру отступить. Наконец, пользуясь оцепенением О, ОЕ удается заглянуть ему в
лицо, и камера постепенно приближается к лицу О. Итак, теперь мы видим
персонажа О анфас, и в то же время обнаруживается новое, и последнее, условие:
камера ОЕ представляет собой двойника О, у них одно и то же лицо, повязка на
глазу (монокулярное зрение), разница лишь в том, что у О выражение лица
тревожное, а у ОЕ — внимательное, у О беспомощное двигательное усилие, а у ОЕ —
чувствительная поверхность. Теперь мы вторглись на территорию аффективной
перцепции, самой мощной, ибо она остается и после того, как мы распутываем все
остальные: это перцепция себя собой, образ-эмоция. Угаснет ли она и остановится
ли все, даже качание колыбели, когда лица двойников соскользнут в бездну? На
утвердительный ответ наталкивает конец фильма: смерть, неподвижность, чернота. Предыдущая Следующая
|