Предыдущая Следующая
Второе перевоплощение образа-движения
Итак, перед нами второе перевоплощение образа-движения:
он становится образом-действием. Незаметно мы переходим от перцепции к
действию. И здесь анализируемой операцией является уже не элиминация, отбор или
кадрирование, а искривление вселенной, от которого происходят сразу и виртуальное
воздействие вещей на нас, и возможное воздействие нас на вещи. Вот он, второй
материальный аспект субъективности. И аналогично тому, как перцепция соотносит
движение с «телами» (существительными), то есть с жесткими объектами, которые
могут быть движущими либо движимыми, действие соотносит движение с «актами»
(глаголами), представляющими собой абрис предполагаемого срока или результата .
Но интервал не определяется только через специализацию
двух граней-пределов, перцептивной и активной. Между ними тоже имеется
промежуток. И занимает его эмоция, причем не наполняя и не выходя за пределы.
Возникает она в центре неопределенности, то есть в субъекте, между в
определенных отношениях смущающей перцепцией и нерешительным действием. Эмоция
представляет собой совпадение субъекта и объекта, или же способ, которым
субъект воспринимает самого себя, а скорее, даже то, как субъект ощущает или
чувствует себя «изнутри» (третий материальный аспект субъективности)3. Она
соотносит движение с неким «качеством» как с пережитым состоянием
(прилагательное). В сущности недостаточно полагать, будто перцепция, благодаря
дистанции, удерживает или отражает то, что нас интересует, пропуская мимо то, к
чему мы безразличны. Всегда есть какая-то часть внешних движений, которые мы «абсорбируем»,
преломляем, при том, что они не преобразуют ни объектов перцепции, ни действий
субъекта; скорее, ими отмечается совпадение субъекта и объекта в беспримесном
качестве. Таково третье, и последнее, перевоплощение образа-движения:
образ-эмоция. И было бы ошибкой считать ее сбоем в работе системы
«перцепция-действие». Наоборот, эта третья данность совершенно необходима. Ибо
мы, будучи живой материей, или же центрами неопределенности, специализировали
одну из наших граней, а также наши определенные точки, превратив их в
рецептивные органы, не иначе как, обрекая их на неподвижность, - а вот нашу
активность делегировали органам реагирования, именно тогда освободив их. В
таких условиях, когда наша рецептивная и обездвиженная «грань» абсорбирует
движение вместо того, чтобы отражать его, наша активность может прибегать лишь
к «тенденциям» и «усилиям», которые заменяют действие, ставшее на данный момент
или в данном месте невозможным. Отсюда превосходное определение, данное эмоции
Бергсоном: «своего рода двигательная тенденция в чувствительном нерве», то есть
движущее усилие, воздействующее на обездвиженную рецептивную пластинку. Предыдущая Следующая
|