Предыдущая Следующая
План и есть образ-движение. В той мере, в какой он
соотносит движение с изменяющимся целым, он представляет собой подвижный срез
некоей длительности. Описывая образ политической манифестации, Пудовкин
заметил: это как если бы мы поднялись на крышу дома, чтобы обозреть ее, затем —
спустились к окну на первом этаже, чтобы прочесть надписи на плакатах, и
наконец смешались с толпой.... И все-таки только «как если бы»: ведь в
естественном восприятии задействованы прерывания, длительные остановки,
фиксированные точки или разрозненные точки зрения, движущиеся тела или даже
ярко выраженные носители движения, а вот кинематографическая перцепция работает
непрерывно, сплошным движением, неотъемлемой частью которого являются даже
остановки, превращающиеся в вибрацию как таковую. Возьмем, к примеру,
знаменитый план из «Толпы» Кинга Видора, Митри назвал его «одним из
прекраснейших тревеллингов во всем немом кино»: камера движется против толпы,
затем устремляется к небоскребу, карабкается на двадцатый этаж, берет в кадр
одно из окон, обнаруживает зал, полный конторских столов, проникает туда,
продвигается по залу и добирается до стола, за которым сидит герой. Или возьмем
не менее знаменитый план из «Последнего человека» Мурнау: камера находится на
велосипеде и сначала попадает в лифт, спускается в нем, сквозь оконные стекла
схватывает зал фешенебельного отеля, непрестанно разлагая и соединяя движения,
— затем она «просачивается сквозь вестибюль и в громадные автоматически
открывающиеся двери — и все это в едином и совершенном движении». На самом деле
камера использует здесь два движения, два движущихся тела или средства
передвижения: лифт и велосипед. Она может показать одно, являющееся частью
образа, и скрыть другое (в некоторых случаях она может показать в образе и саму
камеру). Впрочем, это детали. Что действительно важно — так это то, что
подвижная камера служит чем-то вроде обобщенного эквивалента всех средств
передвижения, какие она показывает или какими пользуется. Такую эквивалентность
Вендерс сделал душой двух своих фильмов, «С течением времени» и «Алиса в
городах», тем самым введя в кинематографе рефлексию об особо конкретном кино.
Иначе говоря, особенностью кинематографического образа-движения является
обнаружение в транспортных средствах или движущихся телах движения с их общей
субстанцией, или же извлечение из движений подвижности, составляющей их
сущность. Таков завет Бергсона: исходя из тела, с которым наше естественное
восприятие связывает движение как с его носителем, извлечь простое цветное
«пятно», образ- движение, «сам по себе сводящийся к серии чрезвычайно быстрых
колебаний» и «являющийся, по сути движением движений»1. И вот получается, что
то, к чему Бергсон считал кино совершенно неспособным, поскольку принимал во
внимание лишь происходящее внутри аппарата (однородное и абстрактное движение
вереницы образов), оказалось сильной стороной аппарата, его превосходной
способностью: создание образа-движения, то есть чистого движения, отвлеченного
от тел и собственных причин. И это не абстрагирование, а освобождение. Это
всегда «звездные моменты» кино — как у Ренуара, когда камера покидает персонажа
и даже поворачивается к нему спиной, предпринимая самостоятельное движение, к
исходу которого она вновь обнаруживает персонажа. Предыдущая Следующая
|