Предыдущая Следующая
Распадается и вновь объединяется само движение
Распадается и вновь объединяется само движение.
Распадается оно согласно элементам, с которыми оно взаимодействует в рамках
множества: одни элементы остаются неподвижными, другим движение приписывается,
третьи производят или претерпевают некое простое или делимое движение... Но
движение также и вновь объединяется в значительном, сложном и неделимом движении,
зависящем от целого, чье изменение оно выражает. Некоторые типы значительного
движения можно рассматривать как индивидуальность того или иного автора; они
характеризуют целое всего фильма или даже всего творчества этого автора, но
также и взаимодействуют с относительным движением определенного маркированного
образа или же детали этого образа. В классическом исследовании «Фауста» Мурнау
Эрик Ромер продемонстрировал не только то, как между людьми и предметами
распределяются отношения расширения и сжатия в «пространстве картины», но еще и
как в «пространстве фильма» выражаются подлинные Идеи: Добро и Зло, Бог и
Сатана. Орсон Уэллс зачастую описывает два сочетающихся движения, одно из
которых напоминает линейный бег по горизонтали в своеобразной вытянутой клетке
с большими просветами между прутьями, а другое — вычерчивание окружности, чья
вертикальная ось «работает» сверху вниз при наезде сверху и снизу вверх при
наезде снизу. Если именно такими движениями уже было одушевлено литературное
творчество Кафки, то из этого можно сделать вывод о сходстве между Уэллсом и
Кафкой, которое не сводится к фильму «Процесс», а скорее объясняет, почему
Уэллсу потребовалось непосредственно сопоставлять собственное творчество с
кафкианским; если же такие движения вновь обнаруживаются и глубинным образом
комбинируются в «Третьем человеке» Рида, то отсюда, пожалуй, можно заключить,
что Уэллс не просто играл в этом фильме, а принимал деятельное участие в его создании,
либо то, что Рид был учеником Уэллса и вдохновлялся его творчеством. В
большинстве фильмов Куросавы прослеживается его излюбленный прием, напоминающий
японский лжеиероглиф: толстая вертикальная черта спускается по экрану сверху
вниз, тогда как два боковых — и более мелких — движения прорезают экран справа
налево и слева направо; такое сложное движение, как мы увидим, соотносится с
целым фильма, со способом замышления такого целого. Анализируя некоторые фильмы
Хичкока, Франсуа Реньо выделил для каждого из них глобальное движение или же
«основную форму, геометрическую либо динамическую», которые в чистом виде могут
считаться фирменными приемами Хичкока: «спирали из "Головокружения ",
ломаные линии и контрастная черно-белая структура кадра в "Психо ",
уносящиеся вдаль Декартовы координаты из фильма "К северу через северо-запад
"...» И, возможно, значительные движения из этих фильмов, в свою очередь,
являются компонентами еще более великого движения, в котором можно было бы
выразить целое всего творчества Хичкока и то, как это творчество развивалось и
изменялось. Не меньший интерес представляет и другое направление, в
соответствии с которым значительное движение, касающееся изменяющегося целого,
разлагается на движения относительные, на локальные формы, обращенные к
соответствующим позициям частей некоего множества, к атрибуциям, обращенным к
лицам и предметам, к перераспределениям элементов. Реньо изучил эти явления у
Хичкока (так, в «Головокружении» большая спираль может стать не только
головокружением героя, но также и петлей, которую он прочерчивает своим
автомобилем, или же заколкой в волосах героини). Анализ такого рода желательно
провести для каждого режиссера, он станет программой необходимых исследований
для любого анализа любого режиссера, именно это можно назвать стилистикой:
во-первых, движение, происходящее между частями включенного в кадр множества,
или же от одного множества к другому при повторном кадрировании; во-вторых,
движение, выражающее целое всего фильма или всего творчества; в- третьих,
способ взаимоотражения, взаимопревращения этих двух движений. Ибо это одно и то
же движение, то творящееся, то распадающееся; это два аспекта одного и того же
движения. А это движение и есть план, заполненный промежуток между целым,
которому присущи изменения, и множеством, имеющим части, непрестанно друг в
друга превращающиеся сообразно двум сторонам движения. Предыдущая Следующая
|