Предыдущая Главная
Дивидуальное: то, что не является ни неделимым, ни
делимым, но делится (или объединяется), меняя собственную природу. Это статус
сущности, то есть того, что выражено в выражении.
Образ-импульс (энергия)
Симптом: обозначает качества или потенции в их
соотношении с изначальным миром (определяемым через импульсы).
Фетиш: кусок реальной среды, выхваченный при помощи
импульса и соответствующий изначальному миру.
Образ-действие (сила или поступок)
Синсигнум (или охватывающее): соответствует пирсовскому
термину «sinsigne». Множество качеств и возможностей в том виде, как они
актуализованы в каком-либо положении вещей, тем самым образуя реальную среду
вокруг некоего центра, или же ситуацию по отношению к какому-либо субъекту:
спираль. Бином: всевозможные формы поединков, составляющие действия одного или
нескольких субъектов в реальной среде.
Запечатление (импринтинг): внутренняя связь между
ситуацией и действием.
Индекс: термин, использовавшийся Пирсом для обозначения
знака, который отсылает к своему объекту через связь, заключающуюся в факте.
Здесь применяется для обозначения действия (или последствия действия) с
ситуацией, которая заранее не дана, но лишь выводится, или же с ситуацией,
которая остается двусмысленной и обратимой. В этом смысле различают индексы
нехватки и индексы двусмысленности: эллипсис и эллипс.
Вектор (или мировая линия): ломаная линия, соединяющая
сингулярные точки или примечательные моменты при максимуме их интенсивности.
Векториальное пространство отличается от пространства охватывающего.
Трансформируемый образ (рефлексия)
Фигура: знак, который вместо того, чтобы отсылать к
собственному объекту, отражает в нем иной объект (сценографический или
пластический образ), либо отражает собственный объект, но инвертируя его
(инвертированный образ), либо просто отражает собственный объект (дискурсивный
образ).
Ментальный образ (отношение)
Ярлык: обозначает естественные отношения, то есть
аспекты, при которых образы связываются привычкой, способствующей тому, что
одни из них принимают за другие. Снятие ярлыка - образ, вырванный из среды его
естественных отношений. Символ: термин, используемый Пирсом для обозначения
знака, отсылающего к своему объекту в силу некоего закона. Здесь употребляется
для обозначения основы абстрактных отношений, то есть сравнения термов,
производящегося независимо от их естественных отношений.
Опсигнум и сонсигнум: чистый оптическо-звуковой образ, нарушающий
сенсомоторные связи, выходящий за пределы каких бы то ни было отношений и уже
не выражаемый в терминах движения, но открывающийся непосредственно времени.
Глоссарий Кино 2
Хроносигнум (точка или полотно): образ, в котором время
перестает быть подчиненным движению и проявляется само по себе.
Кристаллический образ, или гилосигнум: слияние
виртуальных и актуальных образов, когда они перестают быть различимыми.
Обра-грёза, или онейросигнум: образ, в котором движение
мира замещает действие.
Лектосигнум: визуальный образ, который одновременно
должен быть и «читаемым» и видимым. Ноосигнум: образ, который преодолевает себя
в направлении того, что может быть только помыслено. Опсигнум: образ,
нарушающий сенсомоторную схему, в котором видимое уже больше не превращается в
действие.
Индекс режиссеров
Эта книга историей кино не является, и многие режиссеры,
в том числе и крупнейшие, в ней даже не упоминаются. Некоторые мастера кино
зачастую попали в индекс по причине простого упоминания их имени в связи с
общим контекстом. Зато мы выделили все случаи, когда целиком проанализировано
творчество, или, по меньшей мере, важная его часть.
Предыдущая Главная
|