Предыдущая Следующая
Предел или зазор, иррациональная купюра, отчетливее всего
проходят между визуальным и звуковым образами. Это явление имеет в виду
некоторые новшества и изменения. Необходимо, чтобы звуковой элемент, вместо
того чтобы играть роль компонента визуального образа, сам стал образом;
следовательно, необходимо создание звукового кадрирования, где купюра проходит
между двумя типами кадрирования — звуковым и визуальным; стало быть, даже если
закадровое пространство фактически сохраняется, необходимо, чтобы оно утратило
всю свою «юридическую потенцию», поскольку визуальный образ уже не продлевается
за пределы собственного кадра, а вступает в особые отношения с образом
звуковым, также кадрированным (зазор между двумя типами кадрирования заменяет
закадровое пространство); необходимо, чтобы voice off также исчез, так как за
кадром никого нет, — но имеются два сталкивающихся геавтономных образа,
голосовой и зрительный, каждый сам по себе и в собственном кадре. Может
случиться и так, что два типа образов будут соприкасаться или объединяться, но
произойдет это, очевидно, не посредством flashback'a, предполагающего, будто
голос (более или менее off) в состоянии воскресить то, что визуальный образ
возвращает нам: современное кино убило flashback, равно как и voice off, и
закадровое пространство. Оно смогло обрести полноправный звуковой образ, лишь
навязав его диссоциацию с образом визуальным, дизъюнкцию, которую не следует
устранять; это иррациональная купюра между визуальным и звуковым образами. Тем
не менее между ними существуют и отношения, несобственно-прямые или
несоизмеримые, ибо несоизмеримость обозначает новую разновидность отношений, а
не их отсутствие. И вот звуковой образ кадрирует некую массу или непрерывность,
из которой он собирается извлечь чистый речевой акт, т. е. акт мифотворчества
или фантазирования, создающий событие, «монтирующий» событие в воздухе и сам
возносящийся в духовном восхождении. А образ визуальный, со своей стороны,
кадрирует какое-угодно-пространство, пространство пустое или разрозненное,
которое наделяется новым смыслом, ибо погребает событие под стратиграфическими
слоями и опускает его под землю, словно каждый раз открываемый заново подземный
огонь. Стало быть, визуальный образ никогда не сможет показать то, что
высказывает образ звуковой. Например, у Маргерит Дюрас изначальный бал так и не
воскреснет с помощью і^ИЬаск'а, и каждая разновидность образа не будет
тотализована. Тем не менее между ними возникнут отношения, стыки, или контакт.
И контакт этот не будет зависеть от дистанции между внешним, где возносится
ввысь речевой акт, и внутренним, где событие погребает себя под землей: такова
взаимодополнительность между звуковым образом - речевым актом как творческим
фантазированием, и образом визуальным — стратиграфическими или археологическими
захоронениями. И между ними - иррациональная купюра, но такая, что формирует не
поддающиеся гармонизации, нетотализуемые отношения, сломанное кольцо их стыка,
асимметричные грани их контакта. Это непрестанное нанизывание в цепь заново.
Речь достигает собственного предела, отделяющего ее от визуального элемента;
визуальный же элемент достигает своего предела, отделяющего его от элемента
звукового. В итоге каждый элемент, добравшись до собственного предела,
отделяющего его от другого элемента, тем самым обнаруживает общий предел,
соотносящий их между собой в несоизмеримых отношениях иррациональной купюры,
лицевой стороны и изнанки, внешнего и внутреннего. Эти новые знаки называются
лектосигнумами и свидетельствуют о последнем аспекте непосредственного
образа-времени, об общем пределе: визуальный образ, ставший стратиграфическим,
сам по себе становится тем более читабельным, чем более автономным и творческим
делается речевой акт. Нельзя сказать, что в классическом кино лектосигнумов не
было, но в немом кино они встречались тогда, когда приходилось прочитывать сам
речевой акт, а на первой стадии звукового кино они способствовали прочтению
визуального образа, являясь лишь его компонентами. На пути от классического
кинематографа к современному, от образа-движения к образу-времени, сменились не
только хроносигнумы, но и ноосигнумы и лектосигнумы: ведь уже было сказано, что
переходные случаи от одного режима к другому всегда можно приумножать, а их
нередуцируемые различия — дополнять оттенками. Предыдущая Следующая
|