Предыдущая Следующая
Современный образ устанавливает царство
«несоизмеримостей»
Современный образ устанавливает царство
«несоизмеримостей» или иррациональных купюр; это означает, что купюра уже не
является частью ни первого, ни второго образа, ни первой, ни второй
последовательности, которые она отделяет друг от друга и отграничивает. Как раз
при этом условии последовательность, или секвенция, становится серией в том
смысле, какой мы только что проанализировали. Интервал освобождается, а зазор
становится нередуцируемым и обретает собственное значение. Первый вывод из
этого состоит в том, что образы теперь не выстраиваются в цепь через
рациональные купюры, но заново нанизываются в цепь через купюры иррациональные.
В качестве примеров мы приводили серии из Годара, - но они встречаются и у самых
разнообразных режиссеров, к примеру, у Рене (момент, вокруг которого все
вращается и к которому все возвращается в фильме «Люблю тебя... Люблю»,
представляет собой типичную иррациональную купюру). Под нанизыванием в цепь
заново следует понимать не вторичное выстраивание образов, иногда добавляющееся
к первичному, но оригинальный и специфический способ создания цепи или, скорее,
особую связь между образами, цепи не составляющими. Уже неуместно вести речь о
реальном или возможном продлевании, способном сформировать внешний мир; мы
перестали в это верить, и образ оказался отрезанным от внешнего мира. Но
интериоризация или интеграция, в целом как самосознание все же не исчезла:
нанизывание в цепь заново происходит путем дробления — идет ли речь о построении
серий у Годара или же о преобразовании полотнищ у Рене (дробление с
выстраиванием кусков в цепь заново). Поэтому мысль как потенция, которая
существовала не всегда, рождается из внешнего, более отдаленного, нежели любой
внешний мир, — и, как потенция, которая еще не существует, сталкивается с неким
внутренним, с немыслимым или с не помысленным, более глубоким, нежели любой мир
внутренний. Следовательно (во- вторых), уже не существует движения ни
интериоризационного, ни экстериоризационного, ни интеграционного, ни
дифференциационного, — но имеется лишь столкновение между внешним и внутренним,
независимое от дистанции, этой мысли за пределами самой себя и этого
немыслимого в мысли. Таковы невоскрешаемое у Уэллса, неразрешимое у Рене,
необъяснимое у Роб-Грийе, несоизмеримое у Годара, непримиримое у Штраубов,
невозможное у Маргерит Дюрас, иррациональное у Зиберберга. Мозг утратил свои
Евклидовы координаты и теперь испускает иные знаки. И действительно,
ноосигнумами непосредственного образа-времени являются иррациональная купюра
между не выстроенными в цепь (но всегда заново в нее нанизываемыми) образами, а
также абсолютный контакт между не поддающимися тотализации и асимметричными
внешним и внутренним. Мы переходим от одного из них к другому, поскольку
внешнее и внутреннее представляют собой две грани предела как иррациональной
купюры и поскольку последняя, уже не принадлежа ни к одной из
последовательностей, предстает в виде автономного внешнего, которое
обязательным образом задает себе некое внутреннее. Предыдущая Следующая
|