Предыдущая Следующая
Дифференциация аспектов в рамках звукового континуума
Дифференциация аспектов в рамках звукового континуума
является не их отделением, а коммуникацией, циркуляцией, непрестанно этот
континуум восстанавливающей. Возьмем фильм «Завещание доктора Мабузе»,
воспользовавшись превосходным анализом Мишеля Шьона: кажется, будто страшный
голос все время бросает реплики в сторону сообразно первому аспекту закадрового
пространства, — однако стоит нам проникнуть «в сторону, куда обращены его
реплики», как он уже в другом месте, ибо он всемогущ, а это уже соответствует
второму аспекту, — и так до тех пор, пока он не локализуется и не
идентифицируется в видимом образе (voice in). Тем не менее ни один из этих
аспектов не отменяет и не умаляет других, и каждый сохраняется в прочих:
последнего слова нет. Это верно и относительно музыки: в «Затмении» Антониони
музыка сначала окружает влюбленных в парке, а потом выясняется, что играет
пианист, — его не видно, но он рядом; закадровый звук тем самым изменяет свой
статус, переходя из одного закадрового пространства в другое, а затем
возвращаясь в обратном направлении, когда он продолжает слышаться вдали от
парка и следует за влюбленными по улице. Но поскольку закадровое пространство
является одним из компонентов визуального образа, замкнутый круг в равной
степени проходит и через sounds in, присутствующие в видимом образе (таковы все
случаи, где источник музыки виден, как, например, в столь дорогих для
французской школы балах). Целая сеть звуковых коммуникаций и преобразований
несет в себе шумы, звуки, рефлексивные и интерактивные речевые акты, а также
музыку, проницающую визуальный образ извне и снаружи, что делает его тем более
«читабельным». Примером такой кинематографической сети могло бы послужить
творчество Манкевича, в особенности — фильм «Повод для сплетен», где все
речевые акты сообщаются между собой, но при этом несущие элементы самого
образа, с одной стороны — визуальный образ, с которым эти речевые акты
соотносятся, а с другой — согласующая и преодолевающая их музыка.
Следовательно, мы подходим к проблеме, которая касается уже не только
коммуникации звуковых элементов, зависящих от визуального образа, но и
коммуникации, присущей последнему во всех его частях, с чем-то его превосходящим,
когда нет возможности без этого обойтись, — а такой возможности нет никогда.
Круг представляет собой не только круг звуковых элементов, в том числе и
музыкальных, в их отношениях к визуальному образу, но еще и отношения самого
визуального образа к музыкальному элементу par excellence, а ведь последний
проскальзывает повсюду, и в sound in, и в sound off, и в шумы, и в звуки, и в
речь. Предыдущая Следующая
|