Предыдущая Следующая
Два аспекта закадрового пространства
В предыдущем исследовании мы рассмотрели два аспекта
закадрового пространства: реплики в сторону и «иные места», относительный и
абсолютный аспект. Порою закадровое пространство отсылает к некоему визуальному
пространству, которое «по праву» и естественным способом продлевает
пространство, видимое в образе: в таких случаях закадровый звук предвосхищает
то, откуда он берется, нечто, что будет вскоре увидено или может стать
увиденным в следующем образе. К примеру, шум грузовика, которого пока не видно,
или же беседа, когда мы видим лишь одного из ее участников. Это первое
отношение данного множества к множеству более обширному, которое его продлевает
или охватывает, но имеет ту, же самую природу. Порою же, напротив, закадровое
пространство свидетельствует о потенции совсем иной природы: на сей раз оно
отсылает к Целому, выражаемому во множествах; в изменении, которое выражается в
движении; в длительности, которая выражается в пространстве; в каком-либо живом
концепте, который выражается в образе; в духе, который выражается в материи. В
этом втором случае sound off или voice off присутствуют скорее в музыке и в
весьма специфических речевых актах, рефлексивных, а уже не интерактивных
(голос, воскрешающий прошлое, комментирующий, знающий, наделенный всемогуществом
или большой властью над последовательностью образов). Два типа отношений
закадрового пространства — актуализуемое отношение с прочими множествами и
виртуальное отношение с целым — обратно пропорциональны друг другу; но оба
строго неотделимы от визуального образа и возникают уже в немом кино (например,
в «Страстях Жанны д’Арк» Дрейера). Когда кино становится звуковым, когда звук
заселяет закадровое пространство, то это происходит согласно двум упомянутым
аспектам, в соответствии с их взаимодополнительностью и обратной
пропорциональностью, даже если целью этого является достижение новых эффектов.
И вот, Паскаль Бонитцер, а затем — Мишель Шьон поставили под сомнение единство
закадрового голоса, показав, как последний с необходимостью разделяется
сообразно двум типам отношений. В действительности, дело складывается так, как
если бы звуковой континуум непрестанно дифференцировался в двух направлениях,
из которых одно охватывает шумы и интерактивные речевые акты, а другое —
рефлексивные речевые акты и музыку. Годар как-то сказал, что две звуковые
дорожки необходимы потому, что у нас две руки, и оттого, что кино — тактильное
искусство рук. И справедливо, что звук вступает в привилегированные отношения с
осязанием: скажем, удары по вещам и телам в начале фильма «Имя: Кармен». Но
даже для безрукого звуковой континуум будет по-прежнему дифференцироваться в
соответствии с двумя типами отношений визуального образа, актуализуемым
(осуществляемым или неосуществляемым) отношением с другими возможными образами,
а также виртуальным и неосуществимым отношением с Целым. Предыдущая Следующая
|