Предыдущая Следующая
Второе существенное различие между классическим и
современным политическим кино касается отношений между политическим и частным.
Кафка утверждал, что «крупные» литературы всегда сохраняют границу между
политическим и частным, какой бы размытой та ни была, — а вот в малых
литературах частное дело немедленно становится политическим и «влечет за собой
жизненный или смертный приговор». И действительно, в больших нациях семья,
супружеская чета и индивид занимаются личными делами, хотя бы даже такие дела
ясно и четко выражали социальные противоречия и проблемы или же были их
непосредственными последствиями. Итак, частный элемент может заменять
осознание, в той мере, в какой он доходит до оснований чего-либо или же
обнаруживает выражаемый им «объект». В этом смысле классическое кино
непрестанно поддерживало существование такой границы, которая отмечала
корреляцию между политическим и частным и — посредством осознания — позволяла
переходить от одной общественной силы к другой, от одной политической позиции к
другой: героиня фильма Пудовкина «Мать» обнаруживает настоящий объект, с
которым ведет битву ее сын, и принимает от него эстафету; а в фильме Форда
«Гроздья гнева» до определенного момента ясно видит ситуацию мать, а когда
условия меняются, эстафету у нее подхватывает сын. В современном политическом
кинематографе дела обстоят иначе, ибо в нем не осталось границ, обеспечивавших
хотя бы минимум дистанции или же эволюции: частное дело сливается с
непосредственно-социальным или с политическим. В фильме Гюнея «Йол» семейные
кланы формируют сеть коалиций, ткань отношений настолько тесных, что один из
персонажей обязан жениться на жене собственного умершего брата, а другой
— отправиться
на поиски собственной виновной жены, сквозь снежную пустыню, чтобы подвергнуть
ее наказанию; а в «Стаде», как и в фильме «Йол», наиболее прогрессивный герой
заранее приговорен к смерти. Нам скажут, что тут речь идет об архаических
пастушеских семьях. Но ведь в счет в них как раз идет уже не «генеральная
линия», т. е. не эволюция Старого и Нового, и не революция, совершающая скачок
от одного к другому. Скорее, как в южноамериканском кино, мы видим подстановку
нового под старое или же их взаимопроникновение, из-за которого «получается
нелепость», принимающая «форму аберрации»1. Корреляцию политического и частного
заменяет доходящее до абсурда сосуществование весьма разнообразных социальных
этапов. Именно так в творчестве Глаубера Роша мифы о народе, пророчествах и
бандитизме являются архаической изнанкой капиталистического насилия, как если
бы народ вывернулся наизнанку и, имея потребность чему-либо поклоняться,
направил свое удвоенное буйство против самого себя, сам от этого страдая
(«Черный Бог и белый дьявол»). Престиж осознания упал — из-за того ли, что оно
творится в воздухе, как у интеллектуалов, — или потому, что оно притаилось в
каком-то «дупле», как у Антонио дес Мортеса, который только и способен, что
уловить соположение разных типов насилия и продолжение одного из них в другом. Предыдущая Следующая
|