Предыдущая Следующая
Тремя церебральными составляющими кино служат
точка-купюра
Словом, тремя церебральными составляющими кино служат
точка-купюра, новое сцепление дробных кусков, белый или черный экран. Если
купюра уже не принадлежит ни к одной из двух серий обусловливаемых ею образов,
то новое сцепление дробных кусков может иметь место, лишь по ту или иную ее
сторону. Если же она увеличивается и поглощает все образы, то становится самим
экраном, будучи контактом, не зависящим от дистанции, соприсутствием или
использованием черного и белого, негатива и позитива, лицевой стороны и
изнанки, полноты и пустоты, прошлого и будущего, мозга и космоса, внутреннего и
внешнего. Три аспекта - топологический, вероятностный и иррациональный —
составляют новый образ, в котором выступает мысль. Каждый легко сделает для
себя выводы об остальных образах, сформировав их циркуляцию — ноосферу.
Рене и Штрауб, несомненно, являются крупнейшими
политическими режиссерами в современном кино Запада. Но, как, ни странно, не
из-за особого внимания к образу народа, а в силу того, что они умеют
показывать, как народ выступает в роли недостающего звена. Так поступает Рене в
фильме «Война окончена», в котором мы так и не поймем, где же настоящий
испанский народ — в одряхлевшем центральном комитете, на стороне молодых
террористов, или же его олицетворение — это усталый активист? А где немецкий
народ в фильме Штрауба «Непримирившиеся», да и можно ли вообще говорить о его
существовании в этой стране, где не удалась ни одна революция, а сам он
сложился при Бисмарке и Гитлере, чтобы вскоре опять разделиться? Вот первое
существенное различие между классическим и современным кинематографом. Ибо в
классическом кино народ присутствует, даже угнетенный, обманутый и
порабощенный, даже слепой или несознательный. Можно привести примеры из
советского кино: народ присутствует уже у Эйзенштейна, показывающего, каким
образом он совершает качественный скачок, в фильме «Генеральная линия»,
превращающего его в «Иване Грозном» в выдвинутое острие, за которое держится
царь; у Пудовкина каждый раз путь к осознанию способствует тому, что народ
всегда наделяется виртуальным существованием в процессе актуализации; что же
касается Вертова и Довженко, то для них характерны две разновидности одного и
того же унанимизма, помещающего разные народы в одно и то же горнило,
порождающее будущее. Но унанимизм определяет и политический характер американского
кино, как довоенного, так и военных лет: здесь мы видим не перипетии классовой
борьбы и не столкновение идеологий, а экономический кризис, бои с моральными
предрассудками, барышниками и демагогами, знаменующие собой осознание народом
самого себя как в безднах своего несчастья, так и на вершинах своих упований
(унанимизм Кинга Видора, Капры или Форда, ибо эта проблема присуща как
вестерну, так и социальной драме, причем оба изображают народ как посреди
испытаний, так и в моменты, когда он «берет себя в руки» или обретает себя)1. В
американском и советском кино народ присутствует изначально, и он является
сначала реальным, а потом уже актуальным; кроме того, — идеальным, но не
абстрактным. Отсюда возникает вера в то, что кинематограф как искусство масс
может стать революционным или демократическим искусством par excellence и
превратить массы в подлинный субъект. Однако такую веру подорвало множество
факторов: это и приход к власти гитлеризма, сделавшего предметом кино уже не
ставшие субъектом, а порабощенные массы; это и сталинизм, заменивший унанимизм
народов тираническим единством одной партии; это и распад американского народа,
переставшего считать себя плавильным тиглем проходящих сквозь него народов,
равно как и зародышем некоего грядущего народа (даже в неовестерне, и прежде
всего именно в нем проявился этот распад). Словом, если и существует какое- то
современное политическое кино, то основа его такова: народа уже нет или еще
нет... народа нет. Несомненно, эта истина имела значение также для Западной
Европы, но открывавшие ее авторы были редки, поскольку она была прикрыта
механизмами власти и мажоритарными системами. Зато она прогремела в Третьем
мире, где угнетенные и эксплуатируемые нации оставались на уровне вечных
меньшинств и в состоянии кризиса коллективной самоидентификации. Третий мир и
меньшинства породили авторов, оказавшихся в состоянии сказать в отношении своей
нации и собственной личной ситуации в этой нации: вот народа-то и нет. Первыми
открыто об этом объявили Кафка и Клее. Первый писал, что второстепенные
литературы «у малых наций» должны восполнять «зачастую пассивное и всегда
стремящееся к распаду национальное сознание»; второй утверждал, что для того,
чтобы живописи объединить все части «великого произведения», ей необходима «самая
могущественная сила», народ, а того пока еще нет. Это тем более касается
кинематографа как массового искусства. Зачастую режиссер из Третьего мира
работает для безграмотной публики, воспитанной на американских, египетских или
индийских сериалах либо фильмах о каратэ, и это необходимая ступенька —
обрабатывать надо именно эту материю, чтобы извлекать из нее элементы народа,
которого пока нет (Лино Брокка). Порою же режиссер, принадлежащий к
нацменьшинству, оказывается в тупике, описанном Кафкой: в итоге - невозможность
«писать», невозможность писать на господствующем языке, невозможность писать
иначе (Пьер Перро попадает в эту ситуацию в «Стране без здравого смысла»:
невозможность не говорить, невозможность говорить иначе, нежели по-английски,
невозможность говорить по-английски, невозможность устроиться во Франции, чтобы
говорить по-французски...), и через это состояние кризиса также надо пройти, и
его необходимо разрешить. Этот «протокол» о народе, которого нет, представляет
собой не отречение от политического кино, а, наоборот, новую основу, на которой
оно отныне будет базироваться в Третьем мире и у нацменьшинств. Необходимо,
чтобы искусство, и в особенности — кино, принимало участие в решении этих
задач: не обращаться к предполагаемому народу, который уже присутствует, а
вносить вклад в формирование народа. В тот момент, когда хозяева и колонизаторы
заявляют: «народа здесь никогда не было», сам народ, которого нет, представляет
собой будущее; он выдумывает себя - в трущобах и лагерях, в гетто, в новых условиях
борьбы, в которые должно вносить вклад искусство, с необходимостью
политическое. Предыдущая Следующая
|