Предыдущая Следующая
А вот что является противоположностью культу смерти
А вот что является противоположностью культу смерти.
Между двумя гранями абсолюта, между двумя смертями, смертью изнутри или прошлым
и смертью извне или будущим, внутренние полотнища памяти и внешние слои
реальности порою перемешиваются, продлевают друг друга, устраивают «короткое
замыкание», формируют прямо-таки движущуюся жизнь, жизнь сразу и космоса и
мозга, - то есть как бы мечут молнии с одного полюса на другой. Зомби внезапно
начинают петь, и у них получается песнь жизни. «Ван Гог» Рене является
шедевром, поскольку в нем показано, как в промежутке между кажущейся смертью
изнутри (приступом безумия) и окончательной смертью извне (самоубийством)
полотнища внутренней жизни и слои внешнего мира низвергаются друг на друга,
продлевают или перерезают друг друга на растущих скоростях, — и так до черного
экрана в самом конце1. Но какие молнии, заслуживающие названия самой жизни,
сверкают в промежутке между этими смертями? Между двумя полюсами происходит
творение, и оно подлинно лишь потому, что творится между двумя смертями, мнимой
и реальной, и становится интенсивнее по мере того, как освещает этот зазор.
Полотнища прошлого опускаются, а слои реальности поднимаются, и эти объятия
представляют собой вспышки жизни: как раз то, что Рене называет «чувством» или
«любовью» как ментальной функцией.
Рене постоянно утверждал, что его интересует именно
церебральный механизм, ментальные функции, мыслительный процесс и что все это
относится к подлинным элементам кино. Церебральный или интеллектуальный, но не
отвлеченный кинематограф, ибо отчетливо видно, до какой степени чувство, аффект
или страсть представляют собой подлинных персонажей мозга-мира. Вопрос скорее
состоит в установлении того, в чем различие между классическим интеллектуальным
кино, например у Эйзенштейна, и таковым же кино модернистским, например у Рене.
Ибо уже Эйзенштейн отождествлял кино с мыслительным процессом в том виде, как
он с необходимостью происходит в мозгу и «обволакивает» чувство или страсть.
Интеллектуальное кино, согласно Эйзенштейну, является мозговым целым,
объединяющим пафос и органичность. Декларации Рене можно сближать с заявлениями
Эйзенштейна, когда речь идет о церебральном процессе как объекте и двигателе
кино. И все-таки нечто изменилось, и это изменение, несомненно, соотносится с
научным познанием мозга, но еще более — с нашими личными отношениями с мозгом.
В результате интеллектуальное кино изменило свой характер не потому, что стало
более конкретным (оно было таковым с самого начала), но в силу того, что
одновременно изменились и наша концепция мозга, и наши отношения с мозгом.
«Классическая» концепция мозга развертывалась по двум осям: с одной стороны,
это интеграция и дифференциация, с другой — ассоциация по смежности или
подобию. Первая ось — это закон концепта: он формирует движение, непрестанно
интегрирующееся в некоем целом, чьи изменения оно выражает, — а также
непрестанно дифференцирующееся по отношению к объектам, между которыми это
движение возникает. Следовательно, эта интеграция-дифференциация определяет
движение как движение концепта. Вторая ось — закон образа: подобие и смежность
определяют способ перехода от одного образа к другому. Эти оси отгибаются по
направлению друг к другу согласно принципу притяжения, чтобы достичь
тождественности образа концепту: действительно, концепт как целое не может
дифференцироваться, не экстериоризуясь в некоей последовательности
ассоциированных между собой образов, а образы не могут ассоциироваться, не
интериоризуясь в некоем концепте, в интегрирующем их целом. Отсюда возникает
идеал Знания как гармоничной целостности, одушевляющей эту классическую
репрезентацию. Даже сугубо открытый характер целого не опровергает эту модель;
дело обстоит как раз наоборот, поскольку закадровое пространство
свидетельствует об ассоциируемости, продлевающей и преодолевающей заданные
образы, но выражающей также и изменчивое целое, которое интегрирует
продолжаемые последовательности образов (два аспекта закадрового пространства).
Мы видели, как Эйзенштейн, этакий кинематографический Гегель, представлял
грандиозный синтез этой концепции: открытая спираль с ее свойствами
несоизмеримости и притяжения. Сам Эйзенштейн не скрывал того, что мозговая
модель одушевляет весь его синтез и превращает кино в церебральное искусство
par excellence, во внутренний монолог мозга-мира: «форма монтажа служит для
восстановления законов мыслительного процесса, каковой, в свою очередь,
восстанавливает движущуюся реальность в процессе ее движения». И дело здесь в
том, что мозг, по Эйзенштейну, является сразу и вертикальной организацией
интеграции- дифференциации, и горизонтальной организацией ассоциации. Наши
отношения с мозгом длительное время выстраивались по этим двум осям.
Несомненно, Бергсон (который, наряду с Шопенгауэром, был одним из редких
философов, выдвинувших новую концепцию мозга) ввел глубокий преобразующий
элемент: теперь мозг стал лишь промежутком, пустотой, не чем иным, как пустым
интервалом между возбуждением и реакцией. Но какой бы ни была важность такого
открытия, этот промежуток оставался подчиненным как воплотившемуся в нем
интегрирующему целому, так и выходящим за его рамки ассоциациям1. Относительно
лингвистики можно сказать, что она сохранила классическую модель мозга, как с
точки зрения метафоры и метонимии (подобие — смежность), так и с точки зрения
синтагмы и парадигмы (интеграция — дифференциация). Предыдущая Следующая
|