Предыдущая Следующая
Но если память способствует сообщению между внутренним и
внешним
Но если память способствует сообщению между внутренним и
внешним, относительными как интериорное и экстериорное, то абсолютные внешнее и
внутреннее наверняка должны сталкиваться и быть соприсутствующими друг другу.
Рене Предаль показал, как получилось, что Освенцим и Хиросима так и остались
горизонтом всего творчества Рене, а также то, насколько герои Рене близки к
«нынешним Лазарям», которые благодаря Кейролю стали душой современного романа,
с тех пор как писатель установил родство библейского персонажа с темой
концлагерей1. В центре фильмов Рене всегда своего рода библейский Лазарь,
поскольку он воскресает и возвращается из страны мертвых; он прошел через
смерть и рождается из смерти, из-за которой он сохранил сенсомоторные недуги.
Даже если он сам и не был в Освенциме, даже если он сам и не был в Хиросиме...
Лазарь прошел через клиническую смерть, он родился после явной смерти, он
воскрес из мертвых, будь то в Освенциме или в Хиросиме, в Гернике или на
алжирской войне. Герой фильма «Люблю тебя, люблю» не только попытался покончить
жизнь самоубийством, но еще и зовет Катрин, свою возлюбленную, оказавшуюся
словно в море при отливе или увязшую ночью в болоте. «Все мертвые всегда
утопленники», — говорит один из персонажей фильма «Ставиский». Это следует
понимать так, что по ту сторону полотнищ памяти всегда чуть слышен плеск,
перемешивающий их: это смерть изнутри, формирующая некий абсолют, из которого
возрождается тот, кто смог ее избежать. А спасшийся, тот, кто смог возродиться,
в свой черед неумолимо движется к смерти, настигающей его извне, словно другая
грань абсолюта. В фильме «Люблю тебя, люблю» совпадают между собой две смерти:
смерть изнутри, после которой герой возвращается, — и настигающая его смерть
извне. Действие «Любви до смерти», по нашему мнению, одного из наиболее
амбициозных фильмов в истории кино, движется от клинической смерти, после
которой герой воскресает, к смерти окончательной, в которую он проваливается, и
одну от другой отделяет «не столь глубокий ручеек» (очевидно, что в первый раз
врач не ошибся, никакой иллюзии здесь нет, была смерть мнимая или клиническая,
мозговая смерть). В промежутке между двумя смертями в соприкосновение входят
абсолютное внутреннее и абсолютное внешнее, и это внутреннее глубже, нежели все
полотнища прошлого, а это внешнее отдаленнее, чем все слои экстериорной
реальности. В промежутке между этими внутренним и внешним кажется, будто
мир-мозг на мгновение заселился какими-то зомби: Рене «тяготеет к сохранению
призрачного характера показываемых им существ, и держит он их в некоем полумире
фантомов, чья судьба — на мгновение вписаться в нашу ментальную вселенную; эти
зябкие герои <...> одеты в слишком теплую одежду не по погоде». Персонажи
Рене не только возвращаются из Освенцима или Хиросимы; ведь это философы,
мыслители, мыслящие существа. А философы — это и есть существа, прошедшие через
смерть, возродившиеся после нее, и устремленные к другой смерти, хотя,
возможно, той же самой. В одном очень веселом рассказе Полина Харвей говорит,
что она ничего не понимает в философии, но любит философов за производимое ими
двойственное впечатление: они полагают, что прошли через смерть, — но также
считают, что, несмотря на это, продолжают жить, приобретя эту самую странную
усталую зябкость. По мнению Полины Харвей, это двойная и смехотворная ошибка.
По нашему же мнению, это двойная, хотя и вправду смехотворная, истина: философ
— это тот, кто с полным правом или без такового считает, что он вернулся из
царства мертвых, но, какими бы ни были его основания, он в это царство
возвращается. Философ — выходец с того света и возвращается на тот свет. Такова
была действующая формула философии, начиная с Платона. Утверждая, что персонажи
Рене являются философами, мы, разумеется, не имеем в виду того, что эти
персонажи много рассуждают о философии, равно как и того, что Рене «применяет»
философские идеи к кинематографу, — а хотим лишь сказать, что он изобретает
философское кино, кинематограф мысли, совершенно новаторский по отношению к
истории кино, но вполне действующий в области философии и благодаря своим
незаменимым сотрудникам образующий на редкость гармоничное сочетание философии
и кино. То, что мысль имеет нечто общее и с Освенцимом, и с Хиросимой,
продемонстрировали не только великие послевоенные философы и писатели, но и
великие кинорежиссеры — от Уэллса до Рене, и при этом серьезнейшим образом. Предыдущая Следующая
|