Предыдущая Следующая
Эти два полюса — тело будничное и тело церемониальное
Эти два полюса — тело будничное и тело церемониальное —
мы обнаруживаем или вновь обретаем в экспериментальном кино. Последнее не
обязательно идет впереди; иногда оно движется позади. Различие между
экспериментальным и прочим кинематографом состоит в том, что первый
экспериментирует, а второй находит, в силу иной необходимости, нежели
необходимость процесса киносъемки. В экспериментальном кино иногда сам процесс
устанавливает камеру на будничное тело; таковы знаменитые опыты Уорхола, шесть
с половиной часов съемки спящего человека неподвижным планом, три четверти часа
съемки человека, который ест гриб («Спать», «Есть»). Порою же, напротив, это
телесное кино ставит некую церемонию, принимает инициационный и литургический
вид, а также пытается отобразить все твердые и текучие состояния священного
тела, вплоть до ужаса и омерзения, как это было в попытках Венской школы, у
Бруса, Мюля и Нитча . Но можно ли говорить о противоположных полюсах во всех
остальных случаях, кроме крайних, безусловно не самых удачных? В наиболее
успешных случаях повседневное тело скорее готовится к церемонии, которая,
возможно, так и не наступит, а, возможно, как раз и состоит в ожидании: такова
длительная подготовка супружеской четы в «Механике любви» Мааса и Мура или же
столь же долгая подготовка проститутки в фильме Моррисси и Уорхола «Плоть».
Превращая маргиналов в героев своих фильмов, андерграунд пользовался средствами
повседневности, истекавшей в подготовке к стереотипной церемонии, будь то прием
наркотиков, проституция или травестия. Эта постепенная и будничная
театрализация тела предполагает показ его поз и повадок, как в фильме «Плоть»,
одном из прекраснейших в этом роде, где продемонстрированы ожидающее тело, тело
усталое и собственно момент разрядки, выражающийся в игре трех тел основных
персонажей — мужчины, женщины и ребенка. Предыдущая Следующая
|