Предыдущая Следующая
Но существует и другой полюс тела
Но существует и другой полюс тела, другой тип связи между
кино, телом и мыслью. «Дать» тело, сфокусировать на теле взгляд объектива
означает здесь обретение иного смысла: речь уже не о том, чтобы наблюдать за
обыкновенными позами тела или выслеживать их, а о том, чтобы показать такое
тело через церемонию, вывести его в стеклянной клетке или внутри кристалла,
навязать ему некий карнавал или маскарад, который превратит его в гротескное
тело, но также извлечет из него тело благодати или славы, чтобы в конце концов
добиться исчезновения видимого тела. Кармело Бене — один из значительнейших
конструкторов образа-кристалла: дворец из «Турецкой Богоматери» плывет внутри
образа или, скорее, сам образ шевелится и трепещет; отсветы яростно окрашивают друг
друга, а сами цвета кристаллизуются в «Дон-Жуане», в танце с вуалями из
«Капричос», где ткани образуют перегородку между танцовщицей и камерой. Взгляды
неотступно преследуют кристалл, что напоминает взгляд в монстранце, — но прежде
всего мы обращаем внимание на скелеты из «Богоматери», стариков из «Капричос»,
старого одряхлевшего святого из «Саломеи», — и они доводят себя до изнеможения
в бестолковых и непрерывно возобновляемых жестах, а также в позах, всегда
связанных с затруднениями (таков Христос из «Саломеи», которому не удается
распять себя одному: как же последняя рука может сама себя прибить гвоздем?)
Церемония у Бене начинается с пародии, затрагивающей как звуки, так и жесты,
ибо жесты тоже сопровождаются голосом, — и апраксия и афазия являются двумя
сторонами одной и той же медали (позы). Но волей некоей высшей механики из
гротеска вырывается грациозное (можно переводить и как «благодатное»; — прим.
пер.) женское тело, когда женщина танцует перед стариками, или когда она
проходит через стилизованные позы тайного желания, или же когда она застывает в
позе экстаза. Может быть, цель этого — наконец освободить третье тело, тело
«протагониста» или церемониймейстера, отражающееся во всех остальных телах?
Именно его взгляд уже скользил в кристалле, именно он сообщается с
кристаллической средой, как происходит в «Богоматери», где история дворца
становится автобиографией протагониста. И тут последний возобновляет
затрудненные и неудачные жесты, как и в «Богоматери», где герою фатально не
везет в смерти (ведь он — мумия в сплошных повязках и поэтому не может сделать
себе укол, ибо это невозможная поза). Он-то и должен осквернить благодатное
тело или же каким-либо образом им воспользоваться, чтобы в конце концов обрести
способность к исчезновению (таков поэт из «Капричос», ищущий себе наилучшую
позицию, чтобы умереть). Исчезнуть — таковым было уже затаенное желание
Саломеи, когда она пятилась в сторону луны. Но если протагонист вот так
возобновляет свои позы, то причина здесь в том, что он достиг той степени отсутствия
воления, которая и определяет теперь патетику, шопенгауэровскую точку, точку
Гамлета из фильма «Гамлет из монахов», точку, в которой исчезает видимое тело.
В отсутствие воления высвобождаются музыка и слово, их переплетение в теле, от
которого теперь остается лишь звук: таково тело из новой оперы. Даже афазия
теперь становится языком благородным и музыкальным. И уже не персонажи обладают
голосами, а голоса или, скорее, голосовые модусы протагониста (шепот, дыхание,
крик, изрыгание ругательств...) становятся единственными и подлинными
персонажами церемонии в среде, которая стала музыкальной: таковы великолепные
монологи Ирода Антипы в «Саломее»; они словно вздымаются из его покрытого
проказой тела, и это есть реализация звуковых потенций кинематографа. И,
несомненно, в этих начинаниях Кармело Бене ближе прочих к Арто. Им переживается
то же самое приключение: он «верует» в кинематограф, в то, что кино может
работать с театрализацией более глубокой, нежели сам театр, — но верит лишь в
течение краткого периода. Скорее, он все же считает, что театр больше способен
возрождаться и обнаруживать собственные звуковые потенции, чем кино, которое
визуально все еще является чересчур ограниченным, даже учитывая то, что
театрализация теперь включает электронные средства, которые сменили
кинематографические. И все-таки недолго, во время слишком часто и намеренно
прерываемой работы он верил в способность кино давать тело, т. е. творить его,
способствовать его рождению и исчезновению в церемонии, в своего рода литургии.
Именно здесь мы можем уловить смысл взаимоотношений между театром и кино. Предыдущая Следующая
|