Предыдущая Следующая
Кино перестает быть нарративным
Кино перестает быть нарративным, но именно с приходом
Годара становится наиболее «романным». Как писал герой «Безумного Пьеpo»:
«Следующая глава. Отчаяние. Следующая глава. Свобода. Горечь». Бахтин определил
роман, в противоположность эпопее или трагедии, по отсутствию коллективного или
дистрибутивного единства, в силу какового персонажи все еще говорили на одном и
том же языке-langage. Роман же, напротив, всегда заимствует то повседневный
анонимный язык-langue, то язык некоего класса, какой-либо группы либо
профессии, то язык, свойственный конкретному персонажу. В итоге получается, что
персонажи, классы и жанры формируют несобственно-прямую речь автора в той мере,
в какой автор формирует их несобственнопрямое видение мира (то, что они видят,
знают или же не знают). Или, скорее, персонажи свободно самовыражаются в
дискурсе-ведении автора, а автор косвенным образом делает то же самое в дискурсе
- видении персонажей. Словом, именно рефлексия в анонимных или персонифицированных
жанрах и составляет роман, его «многоязыковой характер», дискурс и видение мира.
Годар наделяет кино присущими роману возможностями. Рефлексивных типов он
выводит в качестве посредников, благодаря которым Я непрерывно изменяется. Это
ломаная линия, зигзагообразная линия, соединяющая автора, его персонажей и мир
и проходящая в промежутках между ними. Вот так, с трех точек зрения,
современное кино развивает новые отношения с мыслью, заключающиеся в стирании
целого или в исчезновении тотализации образов, что происходит за счет
вставляющегося между ними внешнего; в исчезновении внутреннего монолога,
формировавшего целое фильма, что происходит за счет несобственно-прямой речи
или несобственно-прямого ведения; в утрате внутреннего единства человека и
мира, чувство которой обостряется по мере увеличения разрыва, оставляющего нам
лишь веру в этот земной мир. Предыдущая Следующая
|