Предыдущая Следующая
Словом, категориями могут служить слова, вещи, поступки,
люди. «Карабинеры» — это не фильм о войне, направленный к ее возвеличиванию или
изобличению. Он запечатлел категории войны, а это нечто совсем иное. Итак, как
пишет Годар, категориями могут быть точно определенные предметы, как, например,
морской флот, сухопутная и воздушная армии, — либо «точно определенные идеи»
типа оккупации, кампании и Сопротивления, — или же «точно определенные
ощущения» вроде насилия, бегства врассыпную, отсутствия страсти, осмеяния,
смятения, удивления, опустошенности, — или, наконец, «точно определенные феномены»,
такие, как шум и безмолвие. Пожалуй, можно констатировать, что в качестве одной
из категорий может выступать и цвет. Цвет не только действует на вещи, людей и
даже на написанные слова, но и сам по себе формирует особую категорию: таков
красный цвет в фильме «Уик-энд». Если Годар является выдающимся колористом, то
это потому, что он использует цвет как крупный индивидуированный жанр, в
котором отражается образ. Это бессменный метод Годара в цветных фильмах (если
только он не наделяет большей степенью рефлексии музыку, либо и цвет, и музыку
сразу). В «Письме к Фредди Бюашу» обнаруживается хроматический метод в чистом
виде: в этом фильме есть верх и низ, Лозанна голубая и небесная и Лозанна
зеленая, земная и водная. Таковы две кривые или периферии, а между ними
располагается серое, центр, прямые линии. Цвета становятся едва ли не
математическими категориями, в которых город отражает собственные образы и
создает из них некую проблему. Три серии, три состояния материи — вот проблема
Лозанны. Вся техника фильма — наезды сверху и снизу, остановки на конкретных
образах — поставлена на службу этой рефлексии. Режиссера упрекали за то, что он
не выполнил заказа и не снял фильм «о» Лозанне: дело в том, что он перевернул
отношения между Лозанной и цветом, в котором она предстает; он опустил Лозанну
в цвета, как бы проведя ее через таблицу категорий, которые тем не менее только
и годятся что для Лозанны. Это действительно черта конструктивизма: Годар
воссоздал Лозанну с ее цветом, дискурс Лозанны, ее непрямое видение. Предыдущая Следующая
|