Предыдущая Следующая
Правдивое повествование развивается органично
Правдивое повествование развивается органично, согласно
закономерным связям в пространстве и хронологическим отношениям во времени.
Разумеется, «иные места» могут соседствовать со «здешними», а стародавнее время
— с настоящим; но эта изменчивость мест и эпох не ставит под вопрос отношения и
связи, а скорее определяет их условия и элементы, так что повествование имеет в
виду расследование или свидетельства, соотносящие его с истиной. Следователь и
свидетели могут выступать даже как эксплицитные и самостоятельные фигуры, что
происходит в чисто «судебных» фильмах. Но — явно или нет — повествование всегда
соотносится с некоей системой суждения: даже когда оправдание дает повод для
сомнения, или же когда виновный является таковым лишь в силу стечения
обстоятельств. Фальсифицирующее же повествование, напротив, уклоняется от этой
системы, оно нарушает систему суждения, ибо потенция ложного (а не ошибка, или
сомнение) охватывает и следователя, и свидетеля, равно как и предполагаемого
виновного. «В фильме "Ставиский" свидетельства появляются еще при
жизни опровергающего их персонажа. Затем в самих этих свидетельствах возникают
другие свидетельства, и говорят они уже о покойнике» . Объясняется это тем, что
сами элементы непрестанно обмениваются с отношениями времени, в которые входят,
а условия — с их связями. Повествование непрерывно видоизменяется и в целом, и
в каждом из собственных эпизодов, но не сообразно субъективным вариациям, а в
соответствии с несогласованными местами и дехронологизированными моментами. У
этой новой ситуации есть глубинное обоснование: в противоположность форме
истинного, которая является унифицирующей и тяготеет к идентификации персонажа
(к его обнаружению или же попросту к его связности), потенция ложного
неотделима от несводимой множественности. Формула «Я — это другой» заменила
формулу Я=Я. Предыдущая Следующая
|