Предыдущая Следующая
Отсюда проистекает новый статус повествования:
повествование перестает быть правдивым, т. е. притязать на истинность, и
становится сугубо фальсифицирующим. Это вовсе не «каждому своя истина», не
переменный характер содержания. Это некая потенция ложного, заменяющего и
свергающего форму истинности, поскольку оно постулирует одновременность
несовозможных настоящих, или же сосуществование не абсолютно истинных прошлых.
Описание кристаллического типа уже добралось до неразличимости реального и
воображаемого, но сответствующее ему фальсифицирующее повествование делает еще
один шаг вперед и располагает в настоящем необъяснимые различия, а в прошлом —
неразрешимые альтернативы между истинным и ложным. Правдивый человек умирает,
вся истинностная модель рушится в пользу новой разновидности повествования. Мы
еще не говорили об авторе, внесшем в разработку проблемы существеннейший вклад:
это Ницше, который в термине «воля к власти» заменяет форму истинного потенцией
ложного и разрешает кризис истины, стремится раз и навсегда урегулировать его,
но, в отличие от Лейбница, в пользу ложного и его художественной и творческой
потенции...
И в романе, и в кинематографе творчество Роб-Грийе
свидетельствуе
И в романе, и в кинематографе творчество Роб-Грийе свидетельствует
о потенции ложного, как о принципе производства образов. И это не просто
принцип рефлексии или осознания типа: «Внимание! Это всего лишь кино». Это
источник вдохновения. Образы следует производить так, чтобы прошлое не
оказывалось с необходимостью истинным или чтобы из возможного происходило
невозможное. Когда Роб-Грийе пользуется деталью, вносящей в образ элемент лжи
(например, герой фильма «Лгущий человек» не должен носить один и тот же костюм
и галстук по прошествии стольких лет), мы понимаем, что потенция ложного
представляет собой еще и наиболее обобщенный принцип, обусловливающий всю
совокупность отношений в рамках непосредственного образа-времени. В одном мире
двое персонажей знакомы друг с другом, в другом мире они незнакомы, в третьем
первый знаком со вторым, в четвертом, наконец, — второй с первым. Или же если
двое персонажей друг друга предают, то, может быть, первый предает второго, или
ни один не предает другого, или первый и второй — один и тот же персонаж,
предающий сам себя под разными именами: в противоположность тому, что полагал
Лейбниц, все эти миры принадлежат к одной и той же вселенной и образуют
модификации одной и той же истории. Повествование перестает быть правдивым и
уже не выстраивает в цепочку реальные (сенсомоторные) описания. Процессы
происходят одновременно: описание становится собственным объектом, а
повествование делается временным и фальсифицирующим. Формирование кристалла,
сила времени и потенция ложного находятся в отношениях строгой взаимной
дополнительности и непрестанно друг друга имплицируют, как новые координаты
образа. Тут нет ни малейших ценностных суждений, поскольку этот новый режим не
менее, чем старый, производит свои готовые формулы, рецепты, трудоемкие и ни к
чему не ведущие процессы, неудачи, произвол, а также «подержанный товар»,
который нам представляют как шедевры. Интересным здесь является именно новый
статус образа, новый тип описания-повествования в той мере, в какой он
вдохновляет совершенно непохожих друг на друга великих режиссеров1. Резюмировать
сказанное можно в утверждении, что фальсификатор становится прямо-таки
персонажем кино: уже не преступник, не ковбой, не социально-психологический
либо исторический герой, не власть имеющий (как это было в образе-действии), а
просто-напросто фальсификатор, и все это в ущерб любому действию. Если недавно
фальсификатор мог существовать в определенно-личностной форме, например, лжеца
или предателя, то теперь его фигура достигает беспредельных масштабов и
накладывает отпечаток на целые фильмы. Он сразу — и человек чистых описаний, и
производитель образа-кристалла, неразличимости реального и воображаемого; он
попадает в кристалл и показывает непосредственный образ-время; он порождает
неразрешимые альтернативы, необъяснимые различия между истинным и ложным, и тем
самым навязывает некую потенцию ложного, как адекватную времени, в противовес
любой форме истинного, которая дисциплинировала бы время. «Лгущий человек» —
один из прекраснейших фильмов Роб-Грийе, и речь в нем идет не о локализованном
лжеце, а о нелокализуемом и хроническом фальсификаторе, находящемся в
парадоксальных пространствах. Представляется также, что в творчестве Рене
«Ставиский» не проходной фильм, и даже если он не является важнейшим, то в нем
ключ к тайнам других, что немного напоминает «Узор на ковре» Генри Джеймса. У
Годара также можно найти фильм еще более второстепенный, но все же
фундаментальный, поскольку в систематизирующей и компактной форме в нем
представлено то, чем непрерывно вдохновлялось творчество этого режиссера, —
потенция ложного, которую Годар сумел навязать как новый стиль и которая
следует от чистых описаний к фальсифицирующему повествованию, при отношениях,
характерных для непосредственного образа-времени: это «Великий мошенник»,
вольная интерпретация великого романа Германа Мелвилла1. «Лгущий человек» и
«Ставиский», так же, как и «Великий мошенник», составили упрощенный,
грубоватый, провоцирующий, недопонятый, плохо замеченный и не нашедший отклика
манифест нового кино. Предыдущая Следующая
|