Предыдущая Следующая
В-третьих, Рене никогда не скрывал своей склонности к
подготовительным работам по созданию полных биографий своих персонажей; по
установлению подробной картографии местностей, в которых они бывают, и по
вычерчиванию их маршрутов: даже фильм « Прошлым летом в Мариенбаде» не избежал
такого рода требовательности со стороны Рене. И объясняется это тем, что
биографии уже позволяют определить различные «эпохи» в жизни каждого персонажа.
Более того, любая карта соответствует каждой из эпох, т. е. некоему континууму
или же своему полотнищу прошлого. А на каждой диаграмме представлено множество
преобразований континуума, нагромождение стратов или же наложение друг на друга
сосуществующих полотнищ.
Карты и диаграммы можно назвать неотъемлемыми частями
фильмов
Следовательно, карты и диаграммы можно назвать
неотъемлемыми частями фильмов. Сначала карты выступают в роли описаний
предметов, местностей и ландшафтов: серии предметов свидетельствуют событиях,
начиная с фильма «Ван Гог», а позже - и в «Мюриэли», и в «Моем американском
дядюшке». Но эти предметы прежде всего являются функциональными, а их функции у
Рене — не обыкновенное пользование такими предметами, а функции ментальные, или
же соответствующий им уровень мышления: «Рене понимает кинематограф не как
инструмент представления реальности, а как наилучшее средство постижения
функционирования человеческой психики» . Уже в «Ван Гоге» поставлена задача
трактовки вещей, изображенных на картинах, как реальных предметов, чьи функции
состоят в исследовании «внутреннего мира» художника. А фильм «Ночь и туман»
получился столь душераздирающим оттого, что Рене удалось показать не только
функционирование концлагеря, но и холодные и сатанинские, почти непостижимые
ментальные функции, управляющие его организацией. В Национальной библиотеке
книги, тележки, стеллажи, лестницы, подъемники и коридоры образуют элементы и
уровни некоей гигантской памяти, для которой люди теперь не более чем
ментальные функции, или «нейронные посланники»3. Ввиду этого функционализма
картография становится сугубо ментальной, мозговой, — а сам Рене всегда
говорил, что его интересует именно мозг, мозг как мир и как память, как «память
мира». Таков в высшей степени конкретный подход Рене к кинематографу, и,
руководствуясь им, режиссер творит фильмы с единственным персонажем — Мыслью.
Каждая карта в этом смысле представляет собой некий ментальный континуум, т. е.
полотнище прошлого, устанавливающее соответствие между распределением функций и
предметов. Картографический метод у Рене, при котором карты сосуществуют,
отличается от фотографического метода Роб-Грийе и его одновременности
мгновенных снимков, даже когда оба метода в итоге вырабатывают совместную
продукцию. Диаграмма у Рене представляет собой наложение карт, определяющее
множество преобразований на пути от одного полотнища к другому, с перераспределением
функций и фрагментирован - ностью объектов: таковы наложенные друг на друга
эпохи из истории Освенцима. «Мои американский дядюшка» стал грандиозной
попыткой диаграмматической ментальной картографии, при которой карты
накладываются друг на друга и друг друга трансформируют как в рамках одного и
того же персонажа, так и на пути от одного персонажа к другому. Предыдущая Следующая
|