Предыдущая Следующая
И все же Рене покоряет также и дискретное, равно как
Роб-Грийе — непрерывность. У Рене второй аспект вытекает из первого.
Действительно, трансформации или новые перераспределения континуума в любом
случае и непременно приводят к фрагментации: каким бы малым ни был регион, он
окажется фрагментированным, в то время как каждая из наиболее близких друг к
другу точек в этом регионе попадет на свою «половину»; каждый регион любого
континуума «может начать свою деформацию непрерывным способом, но закончит ее
разделенностью надвое, и части его, в свою очередь, станут фрагментированными»
(Стенгерс). «Мюриэль» и в особенности, «Люблю тебя, люблю» демонстрируют эту
неизбежную фрагментированность полотнищ прошлого в наиболее высокой степени. Но
уже в фильме «Ван Гог» одновременно сосуществуют разные периоды творчества
художника, и в последнем из них, в провансальском, тревеллинги между его
картинами ускоряются, а также умножается количество планов в разрезе,
распространяются наплывы на черном фоне — и все это при так называемом
«рубленом монтаже», который заканчивается глубокой чернотой. Словом, континуумы
или страты непрестанно фрагментируются и в то же время переходят от одной эпохи
к другой. В фильме «Люблю тебя... Люблю...» благодаря непрерывному
перемешиванию далекое предстает близким, а близкое — далеким Континуум
постоянно делится на фрагменты, и в результате получается другой континуум,
который также фрагментируется. Фрагментация неотделима от топологии, т. е. от
преобразований континуума. Здесь есть существенная для кинематографа тонкость.
У Рене, как и в фильмах Уэллса (мы это еще увидим), короткий монтаж не
противопоставлен панорамной съемке и тревеллингу: он строго коррелирует с ними
и отмечает время их преобразования. Как писал Годар, У Рене порою бывает
тревеллинг с двумя фиксированными планами, но иногда через трэвеллинг
происходит фрагментация, например, фрагментация японской реки с набережными Луары.
Возможно, в «Провидении» разрывы и континуум достигают наиболее высокой степени
единства: первые объединяют между собой состояния тел (органическое
потрескивание), состояния мира (гроза и гром) и состояния истории (пулеметный
шквальный огонь, разрывы бомб), тогда как второй работает с перераспределениями
и преобразованиями этих состояний. Как и в математике, разрывы уже не означают
прерываний континуума, но означают переменные распределения между точками
континуума. Предыдущая Следующая
|