Предыдущая Следующая
Попробуем назвать технические вехи
Попробуем назвать технические вехи, отмечающие не столько
порядок и оппозиции в некоторых фильмах Рене, сколько некую диалектику
поступательного движения. В фильме «Люблю тебя, люблю» несмотря на
научно-фантастическую оболочку, мы встречаем простейшую фигуру времени,
поскольку память в нем имеет отношение лишь к одному-единственному персонажу.
Разумеется, машина-память нужна не для воспоминания, а для переживания некоего
момента в прошлом с наибольшей точностью. Однако же, то, что возможно для
животного, например для мыши, не является таковым для человека. Прошедшее
мгновение для человека напоминает яркую точку, пришитую к полотнищу, и оторвать
ее от полотнища нельзя. Это двойственное мгновение: оно причастно даже двум
полотнищам, любви к Катрин и закату этой любви1. И получается, что герой может
вновь пережить этот миг не иначе, как заново пробегая по полотнищам прошлого,
не только этим, но и многим другим (до его знакомства с Катрин, после смерти
Катрин...). Вот так разнообразные регионы прошлого перемешиваются в памяти
героя, перепрыгивающего с одного из них на другой, и как бы поочередно
всплывают из первозданной трясины, из плеска мироздания, который воплощен в
вечной природе Катрин («ты — море в штиль, ты — болото, ночь, трясина... ты
пахнешь отливом...»). «Прошлым летом в Мариенбаде» представляет собой более
сложную фигуру, поскольку память здесь распределена между двумя персонажами. Но
все же это память общая, так как она соотносится с одними и теми же данными,
которые один из них утверждает, а другой — отрицает или опровергает. В
действительности, персонаж X вращается по орбите прошлого, внутри которого
находится А, выступающая в роли яркой точки, «аспекта», — тогда как А находится
в регионах, где X нет, или в тех, где он распылен, словно туманность. Позволит
ли А увлечь себя на полотнище, где находится X, или же это полотнище будет
разорвано и скомкано из-за сопротивления А, которая завернет его в собственные
полотнища? «Хиросима, любовь моя» еще более усложняет ситуацию. В этом фильме
два персонажа, но у каждого — собственная память, чуждая другому. Между ними
нет ничего общего. Это напоминает два несоизмеримых региона прошлого — Хиросиму
и Невер. И в то время, как японец не позволяет женщине войти в собственный
регион («Я все видел... все... — А ты в Хиросиме ничего не видела, ничего...»),
женщина охотно и сочувственно, хотя и до определенной точки, влечет японца в
свой. Разве это для каждого — не способ забывать собственную память и творить
как бы память на двоих, словно теперь память становится целым миром и
отделяется от личностей героев? В фильме «Мюриэль» опять же две памяти, и
каждая отмечена своей войной: одна — Булонью, другая — Алжиром. Но на этот раз
каждая включает несколько полотнищ или регионов прошлого, отсылающих к разным
персонажам: три уровня вокруг письма из Булони (тот, кто письмо написал; тот,
кто его отправил или не отправил; та, кто не получила его), два уровня вокруг
алжирской войны (молодой солдат и содержатель гостиницы). Это память-мир,
распределенная по многим лицам и нескольким уровням, и все они друг друга
опровергают, изобличают или цепляют. Фильм «Война окончена», по нашему мнению,
знаменует собой не мутацию и не возвращение к настоящему, а углубление все той
же проблемы. Дело здесь в том, что настоящее героя — не что иное, как «эпоха»,
определенная эпоха в истории Испании, которая никогда не показывается в
настоящем времени. Существует эпоха гражданской войны, в которой так и остался
комитет в изгнании. Существует новая эпоха молодых террористов-радикалов. А
настоящее героя, постоянного секретаря некоей политической организации, само
является такой же эпохой в жизни Испании, уровнем, отличающимся и от
гражданской войны, и от не изведавшего ее молодого поколения. Все это,
представленное как прошлое, настоящее и будущее, можно также считать тремя
периодами в жизни Испании, так что производство чего-то нового осуществимо либо
при выборе между ними, либо в рамках неразрешимого. Идея эпохи стремится к
выделению, к обретению самостоятельного политического, исторического или даже
археологического смысла. В фильме «Мой американский дядюшка» успешно продолжено
это исследование эпох: в нем три персонажа, и каждый существует на нескольких
уровнях, в нескольких эпохах. Здесь имеются константы: каждая эпоха, каждое
полотнище определяется некоей территорией, линиями «утечки», блокировкой этих
линий; это топологические и картологические детерминации, предложенные Лабори.
Но от одной эпохи к другой и от персонажа к персонажу распределение меняется.
Эпохи становятся мировыми периодами с их вариациями, ибо касаются они даже
животных (человек и мышь обретают общую судьбу — в противоположность
происходившему в фильме «Люблю тебя, люблю»), но еще и потому, что они
соотносятся с надчеловеческим космосом, с островом и его сокровищами. Как раз в
этом смысле Бергсон говорил о длительностях, низших и высших по отношению к человеку,
и о том, как все они сосуществуют. Наконец, в фильме «Жизнь — роман»
разрабатывается идея трех мировых эпох как таковая, трех эпох в жизни замка,
трех сосуществующих периодов, соотносящихся с человеком, — однако каждая из
этих эпох обладает собственными персонажами и абсорбирует их, а уже не
соотносит их с данными в фильме личностями: Древний Век и утопия; Современный
Век и коллоквиум, техно-демократическая организация; Век Детства и легенда. На
всем протяжении творчества Рене мы погружаемся в память, выходящую за пределы
психоло-гии, в память на двоих, в память, распределенную на несколько человек,
в память-мир, в память как мировые эпохи. Предыдущая Следующая
|