Предыдущая Следующая
Вообразим идеальное состояние, представляющее собой
совершенный и законченный кристалл. Образы Офюльса напоминают такие кристаллы.
Их грани — искажающие зеркала, как в фильме «Мадам де...». Зеркала же не
ограничиваются отражением актуального образа, но еще и формируют призму или
линзу, в которой раздвоенный образ непрестанно преследует самого себя, стремясь
себя нагнать, как происходит на цирковой дорожке в фильме «Лола Монтес». На
беговой дорожке, или же внутри кристалла, суетятся плененные персонажи; они
действуют и воспринимают воздействие, немного напоминая героев Раймона Русселя,
демонстрирующих свою доблесть, находясь внутри алмаза или же в стеклянной
клетке под радужным светом «Нежная противница». В кристалле мы можем только
вращаться: отсюда хоровод эпизодов, но также и цвета («Лола Монтес»); вальсы,
но также и серьги («Мадам де...»); и к тому же круговые видения конферансье в
фильме «Карусель». Совершенство кристалла не оставляет возможности существовать
ничему внешнему: такого внешнего, как зеркало или декор, нет, — есть лишь
изнанка, куда уходят исчезающие или умирающие персонажи, которых оставляет
жизнь, вновь и вновь впрыскиваемая в декор. Когда в «Удовольствии» со
старика-танцора сдергивают маску, ничего внешнего мы не видим — нам дано
заметить только изнанку, то есть врача, спешащего на бал. И только самые нежные
и знакомые «реплики в сторону» заставляют неумолимого г-на Луайяля из «Лолы
Монтес» выпустить изнемогающую героиню на сцену. Если мы задумаемся над
отношениями между кино и театром вообще, мы уже не обнаружим классической
ситуации, при которой эти два вида искусства являлись двумя различными
средствами актуализации одного и того же виртуального образа, однако же, не
обнаружим и «монтажа аттракционов», когда театральный (или цирковой и т. д.)
спектакль снимается на пленку и сам играет роль виртуального образа,
продолжающего актуальные образы, замещая их на некоторое время некоторой
последовательности. Ситуация стала совсем иной: актуальный и виртуальный образы
сосуществуют и кристаллизуются: они формируют круг, в котором мы постоянно
переходим от одного образа к другому; они формируют одну и ту же «сцену», где
персонажи принадлежат реальности, но тем не менее играют некую роль. Словом,
спектаклем стала вся реальная жизнь, и произошло это сообразно требованиям
чистой оптико-звуковой перцепции. И в этом случае сцена уже не довольствуется
тем, что дает некую последовательность, она становится кинематографическим
единством, заменяющим план или же самостоятельно образующим план- эпизод. Такова
характерная для кинематографа театральность, «прирост театральности», о котором
говорил Базен, — и театру его может дать только кино. Источником всего этого
можно было бы назвать шедевры Тода Браунинга. А вот монстрам Офюльса даже не
обязательно иметь уродливую внешность. Они движутся в хороводе, создавая
застывшие ледяные образы. Так что же мы видим в совершенном кристалле? Время,
уже свернутое и закругленное, но одновременно и расколотое. В «Лоле Монтес»
могут быть и flashback^, и все же одного этого фильма достаточно для
подтверждения (если возникнет необходимость) того, до какой степени flashback
является второстепенным приемом, имеющим смысл лишь тогда, когда он обслуживает
нечто более глубокое. Ибо в счет идет не связь актуального и жалкого настоящего
(цирка) с образом-воспоминанием о давних великолепных настоящих. Воскрешение их
в памяти, конечно, имеется; но вот на большей глубине открывается расщепление
времени, проводящее чередой все настоящие времена и заставляющее их стремиться
в цирк как в собственное будущее, — но также и сохраняющее все прошедшие
времена и помещающее их в цирк в качестве виртуальных образов или чистых
воспоминаний. Сама Лола Монтес ощущает головокружение от этой расщепленности,
когда в пьяном бреду пытается броситься из-под купола шапито в раскинутую внизу
маленькую сеть: вся сцена показана как бы сквозь линзу перьевой ручки, столь
дорогой Раймону Русселю. Расщепление и дифференциация двух образов —
актуального и виртуального — остаются незавершенными, поскольку возникающий в
результате круг продолжает отсылать нас от одних образов к другим. Произошло
всего лишь головокружение, некое колебание. Предыдущая Следующая
|