Предыдущая Следующая
— актуального и
виртуального, тогда как в кристалле мы видим олицетворенное время, малую толику
времени в чистом состоянии, само различие между двумя образами, которое будет
постоянно восстанавливаться. Кроме того, мы встретимся с разными состояниями
кристалла в зависимости от процессов его формирования и фигур того, что мы в
нем видим. Ранее мы анализировали элементы кристалла, но еще не настоящее и
сохраняющееся прошлое. Бергсонианство часто сводят к идее о том, что
длительность субъективна и образует нашу внутреннюю жизнь. И несомненно,
Бергсону было необходимо выразиться именно так, по крайней мере для начала. Но
постепенно он перешел к изложению совсем иного: единственной субъективностью
является время, нехронологическое время, улавливаемое у его основ, — мы же
располагаемся внутри времени, а не наоборот. То, что мы располагаемся внутри
времени, выглядит как общее место; тем не менее, это парадокс самого высокого
порядка. Время не располагается внутри нас, все происходит как раз наоборот, -
и все же это интериорность, в которой мы существуем и изменяемся и по которой
движемся. Бергсон гораздо ближе к Канту, нежели считал он сам: Кант определял
время как форму интериорности в том смысле, что мы интериорны времени (только
представлял эту форму Бергсон совсем иначе, нежели Кант). В романическом
творчестве первым, кто сказал, что не время интериорно нам, а мы интериорны
времени, которое расщепляется, само по себе утрачивается и само собой
обретается, проводит перед нами настоящее и сохраняет прошлое, был Пруст. В
кинематографе существуют три фильма, показывающих наше бытие во времени и
движение по его потоку, уносящему нас с собой, способствуя в то же время
концентрации нашей личности и раздвижению ее рамок: это «Звенигора» Довженко,
«Головокружение» Хичкока и «Люблю тебя, люблю...» Рене. В фильме Рене тусклая
гиперсфера кажется одним из прекраснейших образов-кристаллов, тогда как сквозь
кристалл мы видим олицетворенное время, разбрызгивание времени. Субъективность никогда
не бывает нашей, - это время, т. е. душа или дух, виртуальное. Актуальное
всегда объективно, виртуальное же субъективно: во времени мы сперва ощутили
аффект и лишь потом само время, чистую виртуальность, которая расщепляется, и
вызывая аффект, и его же воспринимая; определение времени — «аффект, вызываемый
собой по отношению к себе». Предыдущая Следующая
|