Предыдущая Следующая
Актуальный образ и его виртуальный образ
Актуальный образ и его виртуальный образ, следовательно,
формируют наименьший внутренний круг, а в пределе — стрелку или точку, но такую
физическую точку, в которой имеются отчетливо выделяемые элементы (немного
напоминающую эпикуровский атом). Отчетливо выделяемые, но неразличимые - таковы
актуальное и виртуальное в непрерывном процессе обмена. Когда виртуальный образ
становится актуальным, он делается еще и видимым, и «прозрачным», словно в
зеркале или в правильном твердом кристалле. Но актуальный образ, в свою
очередь, становясь виртуальным, отсылает к совсем иному: он делается невидимым,
тусклым и темным, словно кристалл, едва очищенный от комьев земли. Стало быть,
пара «актуальное-виртуальное» сразу же продлевается в пару
«прозрачное-тусклое», что выражает отношения их обмена. Достаточно лишь
изменения условий (а именно температурных), чтобы прозрачная грань помрачнела,
а грань тусклая приобрела или вновь обрела свою прозрачность. Так продолжается
обмен. Пока не уточнены условия, существует отчетливое выделение двух граней,
но не их неразличимость. На наш взгляд, эта ситуация близка к научной. И не
случайно мы обнаруживаем, что Занусси разрабатывает ее как функцию научного
вдохновения. Между тем предмет интересов Занусси — «власть» науки, ее отношения
с жизнью, и прежде всего ее проекция в жизнь самих ученых. В фильме «Структура
кристалла» как раз показаны двое ученых, один из которых имеет «яркое» имя и
находится на свету официальной науки, тогда как другой прячется в уголках
тусклой жизни и выполняет смутные задачи. Но — если сменить аспект — разве на
темном лице не может быть сияния, даже если свет этот исходит не от науки, даже
если он близок свету веры и «озарения» в августиновском смысле слова? И разве
представители чистой науки не могут казаться необычайно тусклыми, а двигатель
их затей на поверку — всего лишь невысказанная воля к власти («Защитные цвета»,
«Императив»)? Занусси принадлежит к тем режиссерам, которые уже в
последрейеровскую эпоху сумели подпитывать диалоги религиозным, метафизическим
или же научным содержанием, при этом сохраняя самую что ни на есть будничную и
тривиальную их обусловленность. И эта удача как раз основана на принципе
неразличимости. Что светлее: прозрачная научная схема мозга в разрезе или же
тусклая черепная коробка молящегося монаха («Иллюминация»)"? Между двумя
отчетливо выделяемыми гранями всегда будет пробегать тень сомнения, мешающая
нам в конкретных условиях определять, какая из них прозрачная, а какая — тусклая.
В фильме «Константа» двое главных героев «так и застывают в разгар сражения
между собой, замерзшие и забрызганные грязью, а между тем встает солнце». Дело
в том, что условия всегда отсылают к среде, это происходит и с
метеорологическими условиями, важность которых мы наблюдаем у Занусси. Кристалл
уже не сводится к внешнему положению двух зеркал «лицом к лицу», а указывает на
внутреннее положение зародыша по отношению к среде. Так что же это за зародыш,
которому под силу дать всходы в этой среде, на пустынной и заснеженной равнине,
каковая расстилается в фильмах Занусси? А может быть, несмотря на старания
людей, среда так и останется аморфной, в то время как кристалл освободится от
своей интериорности, ибо зародыш этот — лишь семя смерти, смертельной болезни
или самоубийства («Спираль»)? Следовательно, в кристаллическом круге обмен или
неразличимость осуществляются тремя способами: в них задействованы то
актуальное и виртуальное (или же обращенные друг к другу два зеркала); то
прозрачное и тусклое; то зародыш и среда. Занусси пытается работать так, чтобы
все его фильмы иллюстрировали различные аспекты принципа неопределенности
Гейзенберга. Занусси превратил ученого в актера, т. е. в драматическое существо
par excellence. Но причина этого — ситуация, случившаяся с самим актером: перед
тем как сделаться амфитеатром, кристалл был сценой или, скорее, беговой
дорожкой. Актер неразрывно слит со своей общественной ролью: он делает
актуальным виртуальный образ роли, становящийся видимым и светящимся. Актер —
это «монстр», или, скорее, прирожденные актеры являются монстрами — как,
например, сиамские близнецы или человек без рук и ног, поскольку их роль
осознается ими в поразившем их избытке или недостатке. Но чем больше
виртуальный образ роли становится актуальным и прозрачным, тем сильнее
актуальный образ актера уходит во мрак и тускнеет: это похоже на частное дело
актера, смутную месть, до странности неясную криминальную или юридическую
деятельность. И эта скрытая активность может проявиться и, в свою очередь,
сделаться видимой по мере того, как прерванная роль тускнеет. Здесь мы узнаем
основную тему творчества Тода Браунинга, еще в немом кино. Мнимый калека, осознав
свою роль, действительно отрубает себе руки, из любви к той, что отвергала
предлагаемые ей руки мужчин, Предыдущая Следующая
|