Предыдущая Следующая
Образ-кристалл или кристаллическое описание
Образ-кристалл или кристаллическое описание действительно
обладает двумя не сливающимися между собой гранями. И причина здесь в том, что
слияние реального и воображаемого бывает попросту фактической ошибкой, не
имеющей отношения к их различимости: такое слияние происходит «в чьей- нибудь
голове». А вот неразличимость представляет собой объективную иллюзию; она не
устраняет различия между двумя гранями, но делает его «незадаваемым», ибо Теорию
описаний в этом двояком направлении «пленения» и «освобождения» разработал Жан
Рикарду: персонажи и события, которые считаются реальными, могут застыть в
«репрезентации», а может произойти и противоположный процесс: «Le nouveau
roman». Эти процессы часто встречаются в фильмах Роб-Грийе каждая грань играет
роль другой, вступая с ней в отношения, которые следует квалифицировать как
отношения взаимного допущения или же обратимости1. В действительности, не
существует виртуального, которое не становилось бы актуальным по отношению к
актуальному, при том, что последнее становится виртуальным в том же самом
отношении: изнанка и лицевая сторона являются полностью взаимо - обратимыми.
Это «взаимозаменимые образы», как назвал их Башляр, и между ними работает схема
обмена. Стало быть, неразличимость реального и воображаемого, или же настоящего
и прошлого, актуального и виртуального, ни в коей мере не является «головным»
или духовным продуктом, но соотносится с объективным характером определенных,
двойных по своей природе, существующих образов. И тут возникают два ряда
проблем, из которых один касается структуры, а другой — генезиса. Прежде всего,
какие консолидации актуального и виртуального определяют кристаллическую
структуру (скорее в общеэстетическом, нежели в научном смысле)? И затем, какая
генетическая операция предстает в этих структурах?
Наиболее известный случай связан с зеркалом.
Наиболее известный случай связан с зеркалом. Кривые
зеркала, вогнутые и выпуклые, зеркала венецианские неотделимы от круга,
подтверждение чему мы видим во всем творчестве Офюльса и Лоузи, и особенно в
«Еве» и «Слуге»3. Этот круг сам представляет собой схему обмена: образ в
зеркале виртуален по отношению к персонажу, которого зеркало ловит, однако он
актуален в зеркале, «дозволяющем» персонажу лишь виртуальность и изгоняющем его
в закадровое пространство. Обмен происходит тем активнее, что этот круг
отсылает к прямоугольнику с непрерывно растущим количеством сторон: лицо как бы
отражается в гранях перстня, или же мы смотрим на актера сквозь бесконечное
множество биноклей. Когда виртуальные образы тем самым размножаются, их
совокупность абсорбирует всю актуальность персонажа, и в то же время персонаж
становится лишь одной виртуальностью среди многих. Эта ситуация была
предвосхищена в фильме Уэллса «Гражданин Кейн», в эпизоде, когда Кейн проходит
между двумя зеркалами, обращенными друг к другу; она возникает в чистом виде в
знаменитом ледяном дворце из фильма «Леди из Шанхая», когда принцип
неразличимости достигает своего апогея: это совершенный образ-кристалл, где
множество зеркал вбирает в себя актуальность двух персонажей, которые могут
вновь обрести ее лишь разбив все зеркала, столкнувшись друг с другом и друг
друга убив. Предыдущая Следующая
|