Предыдущая Следующая
Тати создал собственную галлюцинаторность
Тати создал собственную галлюцинаторность, воздержавшись
от каких бы то ни было движений, характеризующих музыкальную комедию, каковые
могли бы из нее произойти, в пользу звуковых и визуальных фигур, способных сформировать
новый оп-арт или новый сон-арт. Жаку Деми суждено было возобновить сходную с
музыкальной комедией оперетту или, как он ее называет, поп-оперу. Он
возобновил, возможно, то, что являлось наиболее оригинальным у Рене Клера,
когда ситуация превращалась в чистый декор, имеющий значение сам по себе, —
тогда как действие уступало место поп-балету с песнями, когда персонажи
преследовали друг друга, друг с другом пересекались, играя в «веревочку» и в
уголки. У Деми мы видим оптико-звуковые ситуации, воплощенные в разноцветном
декоре-описании, и продлеваются они уже не в действии, а в пении, выступающем
как своеобразный «сбой» или «сдвиг» действия. Мы встречаем два уровня: с одной
стороны, это сенсомоторные ситуации, определяемые городом, его жителями, населяющими
его классами, а также взаимоотношениями, действиями и страстями персонажей. Но,
с другой стороны и в более глубоком смысле, город совпадает с тем, что образует
его декор, с пассажем Поммерэ; и сопровождаемое пением действие становится
движением города и его жителей разного социального уровня, когда персонажи
пересекаются, не будучи друг с другом знакомыми, или же, наоборот, узнают друг
друга, объединяются, перемешиваются между собой и расстаются в чистой
оптико-звуковой ситуации, вычерчивающей вокруг себя имплицированную грезу,
«заколдованный круг», своего рода настоящие «чары заклятия»1. У Деми, так же
как и у Льюиса и Тати, декор заменяет ситуацию, а чехарда вытесняет действие.
Кристаллы времени
Кино обладает свойством окружать представляемые образы
неким миром. Вот почему оно уже очень рано обратилось к поискам все
разраставшихся кругов, которые должны были соединить актуальный образ с
образами-воспоминаниями, образами-грезами и образами-мирами. Не это ли
расширение поставил под сомнение Годар в фильме «Спасайся, кто может», взявшись
за изображение видений умирающих («я еще не умер, так как моя жизнь пока не
прошествовала перед моим взором»)? Не следовало ли отправиться в
противоположном направлении? А именно сужать образ вместо того, чтобы расширять
его... Искать самый малый круг, функционирующий как внутренний предел всех
остальных и примыкающий к актуальному образу как своего рода двойник —
непосредственный, симметричный, последовательно расположенный или даже
одновременный. Более широкие круги воспоминания или грезы предполагают это
узкое основание, эту крайнюю точку, — а не наоборот. Такая тенденция
проявляется уже в связях, показываемых через flashback: так, у Манкевича
происходит «короткое замыкание» между персонажем, который ведет рассказ «в прошлом»,
и им же, когда он неожиданно замечает какую-нибудь вещь и начинает рассказ уже
о ней; а вот у Карне в фильме «День начинается» все круги воспоминаний, каждый
раз приводящих нас в одну и ту же комнату отеля, основаны на малом круге, на
воспоминании о недавнем убийстве, случившемся как раз в этой комнате. Если
довести эту тенденцию до крайности, можно сказать, что каждый актуальный образ
обладает образом виртуальным, соответствующим ему как двойник либо как
отражение. Говоря бергсоновским языком, реальный объект отражается в зеркальном
образе, словно в виртуальном объекте, который со своей стороны и в то же время
обволакивает или отражает реальное: между двумя объектами наличествует
«слипание». Предыдущая Следующая
|