Предыдущая Следующая
Эта новая эпоха бурлеска является и самостоятельным
изобретением Жака Тати
Эта новая эпоха бурлеска является и самостоятельным
изобретением Жака Тати, и хотя большого сходства между двумя художниками нет,
зато есть масса соответствий. У Тати оконное стекло, витрина, становится
оптико-звуковой ситуацией par excellence. Зал ожидания в фильме «Время
развлечений», выставочный парк в фильме «Автодвижение» (столь же важное, как и
парк аттракционов у Феллини) способствовали возникновению массы
декоров-описаний, опсигнумов и сонсигнумов, сформировавших новый бурлескный
стиль. Звук, как мы увидим, вошел в глубоко творческие отношения с визуальным
началом, ибо и звук, и визуальное перестали быть интегрированными в простые сенсомоторные
схемы. Достаточно было появиться господину Юло с его походкой, при которой на
каждом шагу рождается танцор, то и дело то перестающий, то вновь начинающий
танцевать; космические волны, словно ветер или буря, проникают в маленький
прибрежный отель в фильме «Каникулы господина Юло»; напичканный электроникой
дом из фильма «Мой дядя» становится безумным, вовлекаясь в обезличенное и
прономинализованное движение; ресторан из фильма «Время развлечений» рушится в
порыве, заменяющем описание, ради возникновения нового описания. Господин Юло
всегда готов к тому, что его унесут с собой движения мира, рождению которых он
нередко способствует, — хотя и сами по себе они выжидают момента, когда смогут
возникнуть самостоятельно. Волнение слабой амплитуды является сущностью таланта
Тати, но оно же и вызывает повсеместное размножение господина Юло, создает и
разрушает группы, сплочает и разлучает персонажей в своеобразном современном
балете, например, таком, в котором участвует плитка для мощения сада из фильма «Мой
дядя», или же сцена, в которой механики из фильма «Автодвижение» попадают в
невесомость. Фейерверк из «Каникул господина Юло» — это уже предвосхищение
светящегося и разноцветного вихревого следа в электронном пейзаже из «Парада»
(по наблюдению Данейя). Предыдущая Следующая
|