Предыдущая Следующая
Здесь нет ни прямой линии, ни замкнутого круга.
Здесь нет ни прямой линии, ни замкнутого круга. «All
about Eve» — это не «Все о Еве» в полном смысле слова, а, скорее, некий
«отрывок», — так и говорит один из персонажей фильма: «на эту тему она могла бы
рассказать вам отрывок...». А в фильме «Внезапно прошлым летом» имеется только
один flashback: девушка под конец догадывается, какое отвратительное
воспоминание ее мучит,
— и объясняется
это тем, что прочие flashesback ингибированы или заменены повествованиями и
гипотезами, хотя соответствующие бифуркации не отменяются и сохраняют
необъяснимый секрет навсегда. На самом деле педерастия сына не объясняет
ничего. Ревность матери образует первую бифуркацию в тот момент, когда ее
заменяет девушка; педерастия — вторая бифуркация, когда сын пользуется девушкой
так, как пользовался матерью, расставляя приманки для мальчиков; но есть еще и
третья, еще один круг, когда возобновляется описание плотоядных цветов и
рассказ об ужасных судьбах пожранных ими черепашек, — и тут flashback
обнаруживает под педерастией сына оргиастические мистерии и каннибальские
наклонности, жертвой которых, в конце концов, становится он сам, измученный и
расчлененный своими молодыми любовниками под звуки варварской музыки трущобного
квартала. И под конец создается впечатление, что все перевернется и мать
«сожрет» молодого врача, которого примет за сына. И у Манкевича flashback
всегда обретает свой raison d'être в извилистых рассказах, взрывающих
причинно-следственную связь, но, вместо того чтобы развеять загадку, отсылающих
к другим, еще более глубоким тайнам. Шаброль обрел такую же выразительность в
пользовании flashback'aми в фильме «Виолетта Нозьер», когда он подчеркивает
непрерывные бифуркации в жизни своей героини, разнообразие ее лиц,
нередуцируемое множество разных гипотез (хотела она пощадить свою мать или нет
и т. д.) Предыдущая Следующая
|