Предыдущая Следующая
В современном кино происходит нечто иное
На первый взгляд, в так называемом современном кино происходит
нечто иное: не что-то более прекрасное, глубокое или истинное, а просто иное.
Сенсомоторная схема уже не работает, но она еще не преодолена и не превзойдена.
Она оказалась взломанной изнутри. Т. е. перцепции и действия уже не
выстраиваются в цепи, а пространства больше не координируются между собой и не
заполняют друг друга. А персонажи, взятые в чисто оптических и звуковых
ситуациях, оказываются приговоренными к блужданиям или бесцельным прогулкам.
Они превратились в зрителей, существующих лишь в интервале движения и лишенных
утешения чем-то возвышенным, позволившим бы им воссоединиться с материей или же
покорить дух. Можно сказать, что они смирились с чем-то нестерпимым, что есть
их будничность. Вот тут-то и происходит переворачивание: не только само
движение становится аберрирующим, но и аберрация теперь важна сама по себе, так
как она обозначает время как свою непосредственную причину. «Время сорвалось с
петель»: эти петли предназначены ему правилами поведения в мире, а также
мировыми движениями. Теперь уже не время зависит от движения, но аберрирующее
движение — от времени. Отношение сенсомоторная ситуация —> косвенный образ
времени сменилось нелокализуемым отношением чисто оптическая и звуковая
ситуация —> непосредственный образ-время. Опсигнумы и сонсигнумы
представляют собой знаки непосредственного представления времени.
Лжесогласования — это само нелокализуемое отношение: персонажи уже не
перескакивают через них, а в них тонут. Куда делась Гертруда? Ушла в монтажные
лжесогласования... Разумеется, все это существовало в кино всегда, как и
аберрирующие движения. Но благодаря чему оно наделяется необычайно новым
смыслом, так что получается, что «Гертруду» в эпоху ее создания не понял никто
и она шокировала само восприятие? Критики настаивали либо на непрерывной
преемственности кино в целом, либо на резком разграничении между классикой и
современностью. Современное кино, заново перечитав всю историю кинематографа,
поняло, что кино всегда складывалось из аберрирующих движений и
лжесогласований. Непосредственный образ-время — это призрак, который всегда
посещал кино, однако, чтобы наделить его телом, потребовались современные
фильмы. Образ этот является виртуальным, в противоположность актуальности
образа-движения. Но если виртуальное противостоит актуальному, то реальному оно
не противопоставлено, совсем нет. Нам еще скажут, что этот образ-время
предполагает монтаж, как предполагает его косвенная репрезентация. Но монтаж
изменил свой смысл и получил новую функцию: вместо того чтобы быть направленным
на образы-движения, из которых он извлекал косвенный образ-время, он указывает
на сам образ-время и извлекает из него отношения времени, от которых
аберрирующее движение теперь может лишь зависеть. Согласно выражению Лапужада,
монтаж превратился в «монтраж» (от франц. montrer «показывать»; — прим. пер.).
Так теперь оказывается разорванным круг, по которому план отсылал нас к
монтажу, а монтаж - к плану, когда первый формировал образ-движение, а второй —
непосредственный образ времени. Несмотря на все усилия своих приверженцев (в
особенности — Эйзенштейна), классическая концепция с трудом избавлялась от идеи
вертикальной конструкции, разрабатываемой в двух направлениях, когда монтаж
оперировал образами-движениями. Представители же современного кинематографа часто
замечали, что монтаж уже содержится в образе, или что компоненты образа уже
имеют в виду монтаж. Между монтажом и планом альтернативы теперь нет (у Уэллса,
Рене и Годара). Монтаж то переходит в глубь образа, то начинает уплощаться:
вопрос не в том, как образы нанизываются в цепь, но «что показывает образ?» Эта
тождественность монтажа самому образу может возникнуть лишь в условиях
непосредственного образа-времени. В одном чрезвычайно важном тексте Тарковский
пишет, что главное — это способ, каким время втекает в план, напряженность или
разреженность плана, «давление времени внутри плана». Тем самым этот режиссер
как будто вписывается в рамки классической альтернативы, план или монтаж, и
энергично голосует за план («кинематографические фигуры существуют лишь внутри
плана»). Но это лишь видимость, ибо сила или давление времени выходит за
пределы плана, а сам монтаж работает и живет во времени. Тарковский отвергает
тезис, что кино представляет собой язык, работающий с единицами (пусть даже
относительными) различных порядков: монтаж не является единством высшего порядка,
диктующим свои законы единицам-планам, и тем самым он не наделяет образы-движения
временем как новым качеством. Образ- движение может быть совершенным, но
остается аморфным, индифферентным и статичным, если он уже не пронизан
инъекциями времени, вкладывающими в него монтаж и искажающими движение. «Время
в плане должно протекать самостоятельно и, если можно так выразиться, по
собственной инициативе»: только при этом условии план выйдет за рамки образа-движения,
а монтаж преодолеет косвенную репрезентацию времени, и оба они станут
сопричастными непосредственному образу-времени, причем первый будет определять
форму или, скорее, силу времени в образе, а второй — взаимоотношения времени
или, скорее, сил в последовательности образов (эти отношения не сводятся к
последовательности совершенно так же, как образ — к движению). Тарковский
озаглавил свой текст «О кинематографической фигуре», так как фигурой он
называет то, что выражает «типическое», но выражает его посредством чистой
единичности, чего-то уникального. Это и есть знак, это сама функция знака. Но
пока знаки обретают собственную материю в образе- движении, пока они формируют
индивидуальные выразительные черты некоей материи в движении, они подвергаются
риску «накликать на себя» еще и обобщенность, благодаря которой они сольются с
языком. Репрезентации времени извлекаются из образа-движения лишь через
ассоциации и обобщения либо через концепт (отсюда эйзенштейновское сближение
монтажа и концепта). Такова двусмысленность сенсомо- торной схемы, фактора
абстракции. И лишь когда знак открывается непосредственно времени, когда время
само становится сигнальной материей, тип, становящийся временным, совпадает со
свойством единичности, взятым отдельно от своих моторных ассоциаций. Тогда-то и
реализуется завет Тарковского, стремившегося, чтобы «кинематографу удалось
зафиксировать время в его индексах [в его знаках], воспринимаемых органами
чувств». Кино, в сущности, всегда делало именно это, но осознание пришло к нему
лишь в ходе его эволюции и благодаря кризису образа-движения. Согласно
формулировке Ницше, нечто новое, к примеру, новое искусство никогда не может
обнаружить свою суть уже у истоков, но то, что было вначале, может раскрыться
лишь на переломе собственного развития. Предыдущая Следующая
|