Предыдущая Следующая
Тема Шефера неприменима ко всему кино в целом
Впрочем, разве эти черты кинематографа не были уловлены
уже в весьма ранний период (Эйзенштейном и Эпштейном)? И разве тема Шефера
неприменима ко всему кино в целом? Как превратить ее в характерную черту
современного кино, которое будет отличаться от «классического» с его косвенной
репрезентацией времени? Мы могли бы лишний раз сослаться на аналогии из истории
мысли: если верно, что аберрации движения были зафиксированы в весьма ранний
период, то они все же подвергались какому-то выравниванию, нормализации, «облагораживанию»,
— то есть сводились к законам, целью которых было спасти движение, будь то
экстенсивное движение мира или же интенсивное движение души, и эти законы
сохраняли субординацию времени. На самом деле, чтобы произвести великий
переворот, следовало добраться до Канта: аберрирующее движение стало наиболее
будничным, самой повседневностью, и теперь уже не время зависит от движения, а
наоборот... Аналогичная история произошла и с кинематографом. В течение
длительного времени аберрации движения признавались, но их пытались заклясть.
Но именно интервалы движения поставили под вопрос его передачу и ввели некий
промежуток или диспропорцию между воспринятым движением и движением
осуществленным. Как бы там ни было, при соотнесении с таким интервалом образ-движение
обретает в нем принцип собственной дифференциации на образ-перцепцию
(воспринятое движение) и образ-действие (осуществленное движение). То, что было
аберрацией по отношению к образу-движению, перестает быть таковой в отношении
двух последних разновидностей образа: теперь сам интервал играет роль центра, а
сенсомоторная схема восстанавливает утраченную пропорциональность между
перцепцией и действием, и притом на новом уровне. Сенсомоторные схемы работают
посредством выбора и координации. Перцепция организуется в препятствия и
дистанции, которые необходимо преодолеть, тогда как действие изобретает
средства для их преодоления, для борьбы с ними в пространстве, где формируется
то «Охватывающее», то «мировая линия»: движение спасается, становясь относительным.
И несомненно, такой статус не исчерпывает образа-движения. Как только последний
перестает соотноситься с интервалом как с сенсомоторным центром, движение
обретает абсолютный характер, и все образы вновь начинают реагировать друг на
друга всеми своими гранями и во всех своих частях. Это режим универсальной
вариации, выходящий за человеческие рамки сенсомоторной схемы, в направлении
нечеловеческого мира, где движение равнозначно материи, или же в сторону мира
сверхчеловеческого, свидетельствующего о новом духе. Именно здесь
образ-движение достигает возвышенного, или абсолюта движения, как в возвышенной
материальности Вертова или в возвышенной математике Ганса, так и в возвышенной
динамике Мурнау или Ланга. Но во всех случаях образ-движение остается первичным
и дает повод для репрезентации времени лишь косвенно, через посредство монтажа
как органической композиции относительного движения или сверхорганической
рекомпозиции движения абсолютного. Даже когда Вертов переносит перцепцию в
материю, а действие — в универсальные взаимодействия, наводняя мир
микроинтервалами, он ссылается на «негатив времени», как на конечный продукт
трансформации образа-движения монтажом. Предыдущая Следующая
|